соскальзывания.
Бом: Иными словами, вы говорите, что не испытываете искушения
соскользнуть обратно, а, следовательно, ничего не надо предотвращать. Если
вы действительно это видите, то нет потребности в сознательном
предотвращении.
Нарайан: У вас тогда нет соблазна вернуться.
Кришнамурти: Я не могу вернуться назад. Если я, например, вижу ложность
всего этого религиозного вздора, то с ним покончено!
Бом: Но возникает еще такой вопрос: вы можете не увидеть этого
достаточно полно в другой форме.
Нарайан: Оно может явиться в другом образе...
Бом: ... и тогда у вас может возникнуть соблазн снова вернуться.
Кришнамурти: Осознавший ум не может быть пойман. Но вы говорите, что
это возможно.
Нарайан: Да, в иных образах или формах.
Кришнамурти: Погодите, сэр. Мы сказали, что воспри-ятие происходит вне
времени, это мгновенное схватывание всей природы времени. Что означает, если
употребить доброе старое слово 'инсайт', проникновение в саму природу
време-ни. Если происходит озарение, сами клетки мозга - продукт времени -
разрушаются. Клетки мозга становятся причиной изменения в них самих. Вы
можете не согласиться, вы можете сказать: 'Докажите это'. А я говорю, что
это - не вопрос доказательства, а вопрос действия. Проделайте это, выясните,
испытайте.
Нарайан: Вы также говорили на днях, что когда созна-ние пусто от его
содержания...
Кришнамурти:... содержание является временем...
Нарайан: ... это ведет к трансформации клеток мозга.
Кришнамурти: Конечно.
Нарайан: Когда вы говорите, что сознание пусто от содержания, то ...
Кришнамурти:... то не существует сознания, как мы его знаем.
Нарайан: Да. И вы также пользуетесь словом 'инсайт' (озарение). Какая
между ними обоими связь?
Бом: Между чем?
Нарайан: Между сознанием и озарением. Вы высказали мысль, что когда
сознание пусто от его содержания...
Кришнамурти: Будьте осторожны. Сознание состоит из его содержания.
Содержание есть результат времени.
Бом: Содержание также есть время.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: И оно также о времени. Оно фактически составлено временем и оно о
времени. Но если вы проникли в него озарением, то вся модель рушится,
исчезает. Озарение -- не от времени, не от памяти и не от знания.
Нарайан: Кто имеет озарение?
Кришнамурти: Не 'кто имеет'. Оно просто существует.
Нарайан: Когда имеет место озарение, сознание пусто от своего
содержания...
Кришнамурти: Нет, сэр, это не так.
Нарайан: Вы полагаете, что само опустошение сознания - это озарение?
Кришнамурти: Нет. Мы говорим, что время есть фактор, обусловливающий
содержание сознания. Время создало его и время также мыслит о нем. Вся эта
связка есть результат времени. Озарение, которое не является 'моим'
озарением, позволяет мне охватить пониманием все движение в целом, и оно
производит изменение в мозгу, потому что оно вне времени.-
Бом: Вы говорите, что психологическое содержание представляет собой
определенную физическую структуру в мозгу? И чтобы такое психологическое
содержание могло существовать, мозг за долгие годы создал многочисленные
межклеточные связи, которые удерживают это содержание?
Кришнамурти: Совершенно верно.
Бом: А потом возникает вспышка озарения, которая все это видит, которая
видит и то, что в этом нет необходимости. И потому все это начинает
рассеиваться. А когда все рассеялось, нет больше содержания. И что бы мозг
потом ни создавал, это уже будет нечто совсем другое.
Кришнамурти: Давайте продвинемся дальше. Тогда су-ществует абсолютная
пустота.
Бом: Отлично, пустота от содержания. Когда вы говорите 'абсолютная
пустота', вы имеете в виду пустоту от всего этого внутреннего содержания?
Кришнамурти: Да, верно. И эта пустота содержит колос-сальную энергию.
Бом: Можно было бы сказать, что мозг, опутанный всей этой сложностью
связей, таит в себе огромную массу энергии?
Кришнамурти: Совершенно верно, - невостребованной энергии.
Бом: А когда эти связи начинают рассеиваться, энергия освобождается.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Не хотите ли вы сказать, что это столько же физическая энергия,
сколько и энергия любого другого рода?
Кришнамурти: Безусловно. Теперь мы можем более подробно выяснить, что
является принципом,