Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

соскальзывания.

Бом: Иными словами, вы говорите, что не испытываете искушения

соскользнуть обратно, а, следовательно, ничего не надо предотвращать. Если

вы действительно это видите, то нет потребности в сознательном

предотвращении.

Нарайан: У вас тогда нет соблазна вернуться.

Кришнамурти: Я не могу вернуться назад. Если я, например, вижу ложность

всего этого религиозного вздора, то с ним покончено!

Бом: Но возникает еще такой вопрос: вы можете не увидеть этого

достаточно полно в другой форме.

Нарайан: Оно может явиться в другом образе...

Бом: ... и тогда у вас может возникнуть соблазн снова вернуться.

Кришнамурти: Осознавший ум не может быть пойман. Но вы говорите, что

это возможно.

Нарайан: Да, в иных образах или формах.

Кришнамурти: Погодите, сэр. Мы сказали, что воспри-ятие происходит вне

времени, это мгновенное схватывание всей природы времени. Что означает, если

употребить доброе старое слово 'инсайт', проникновение в саму природу

време-ни. Если происходит озарение, сами клетки мозга - продукт времени -

разрушаются. Клетки мозга становятся причиной изменения в них самих. Вы

можете не согласиться, вы можете сказать: 'Докажите это'. А я говорю, что

это - не вопрос доказательства, а вопрос действия. Проделайте это, выясните,

испытайте.

Нарайан: Вы также говорили на днях, что когда созна-ние пусто от его

содержания...

Кришнамурти:... содержание является временем...

Нарайан: ... это ведет к трансформации клеток мозга.

Кришнамурти: Конечно.

Нарайан: Когда вы говорите, что сознание пусто от содержания, то ...

Кришнамурти:... то не существует сознания, как мы его знаем.

Нарайан: Да. И вы также пользуетесь словом 'инсайт' (озарение). Какая

между ними обоими связь?

Бом: Между чем?

Нарайан: Между сознанием и озарением. Вы высказали мысль, что когда

сознание пусто от его содержания...

Кришнамурти: Будьте осторожны. Сознание состоит из его содержания.

Содержание есть результат времени.

Бом: Содержание также есть время.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: И оно также о времени. Оно фактически составлено временем и оно о

времени. Но если вы проникли в него озарением, то вся модель рушится,

исчезает. Озарение -- не от времени, не от памяти и не от знания.

Нарайан: Кто имеет озарение?

Кришнамурти: Не 'кто имеет'. Оно просто существует.

Нарайан: Когда имеет место озарение, сознание пусто от своего

содержания...

Кришнамурти: Нет, сэр, это не так.

Нарайан: Вы полагаете, что само опустошение сознания - это озарение?

Кришнамурти: Нет. Мы говорим, что время есть фактор, обусловливающий

содержание сознания. Время создало его и время также мыслит о нем. Вся эта

связка есть результат времени. Озарение, которое не является 'моим'

озарением, позволяет мне охватить пониманием все движение в целом, и оно

производит изменение в мозгу, потому что оно вне времени.-

Бом: Вы говорите, что психологическое содержание представляет собой

определенную физическую структуру в мозгу? И чтобы такое психологическое

содержание могло существовать, мозг за долгие годы создал многочисленные

межклеточные связи, которые удерживают это содержание?

Кришнамурти: Совершенно верно.

Бом: А потом возникает вспышка озарения, которая все это видит, которая

видит и то, что в этом нет необходимости. И потому все это начинает

рассеиваться. А когда все рассеялось, нет больше содержания. И что бы мозг

потом ни создавал, это уже будет нечто совсем другое.

Кришнамурти: Давайте продвинемся дальше. Тогда су-ществует абсолютная

пустота.

Бом: Отлично, пустота от содержания. Когда вы говорите 'абсолютная

пустота', вы имеете в виду пустоту от всего этого внутреннего содержания?

Кришнамурти: Да, верно. И эта пустота содержит колос-сальную энергию.

Бом: Можно было бы сказать, что мозг, опутанный всей этой сложностью

связей, таит в себе огромную массу энергии?

Кришнамурти: Совершенно верно, - невостребованной энергии.

Бом: А когда эти связи начинают рассеиваться, энергия освобождается.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: Не хотите ли вы сказать, что это столько же физическая энергия,

сколько и энергия любого другого рода?

Кришнамурти: Безусловно. Теперь мы можем более подробно выяснить, что

является принципом,