происходит, в действительности имеет свой
порядок, но вы можете, если хотите, определенные вещи называть беспорядком.
Кришнамурти: Вы говорите, все, что случается, есть порядок?
Бом: Да, имеет какой-то порядок. Если тело функциони-рует неправильно,
если даже в нем развивается рак, то существует определенный порядок в
раковой клетке; она растет как раз соответственно определенной схеме, в
зависи-мости от той разновидности болезни, которая стремится погубить тело.
Как бы то ни было, во всем есть определенный тип порядка.
Кришнамурти: Да, конечно.
Бом: Это не нарушает законов природы, хотя относитель-но, в некотором
контексте вы можете называть это беспоряд-ком, потому что если мы говорим о
здоровье тела, то рак называется беспорядком. Но в самом ...
Кришнамурти: Рак имеет свой собственный порядок. Бом: Да, но он не
совместим с порядком роста тела. Кришнамурти: Абсолютно. Так что же мы
понимаем под порядком? Существует ли такая вещь как порядок?
Бом: Порядок - это просто ощущение; мы не можем порядком овладеть.
Нарайан: Я думаю, что чаще всего мы имеем дело с порядком в какой-то
определенной структуре или сфере. Порядок всегда что-то предполагает. Но
когда вы говорите о порядке самого порядка, как в математике, то это
помогает нам преодолеть наш ограниченный подход.
Бом: Видите ли, математика начинает порядок прежде всего с
последовательности чисел как 1, 2, 3, 4, которые она выстраивает в иерархию.
Но вы можете себе представить, что означает порядок чисел. Существуют,
например, ряды соотношений, образующие константы. Простейший пример по-рядка
вы имеете уже в последовательности чисел.
Нарайан: А новый порядок, созданный открытием нуля! Являются ли
математический порядок и порядок в природе частью порядка более широкой
сферы, или это локальные формы?
Кришнамурти: Видите ли, мозг, ум так противоречив, так травмирован, что
он не способен обрести порядок.
Бом: Да, но какого рода порядок ему требуется?
Кришнамурти: Ему нужен порядок, при котором он будет защищен от ударов
и сотрясений, не будет испытывать боли, ни физически, ни психологически.
Бом: Сущность порядка и математики в том, чтобы не было противоречий.
Кришнамурти: Но мозг находится в противоречии.
Бом: Тут что-то неверно.
Кришнамурти: Да, мы уже сказали, что мозг сделал неверный поворот.
Бом: Понимаете, если тело растет неправильно, мы получаем раковые
клетки, что означает два противореча-щих друг другу порядка: один из них -
порядок рака, а другой - порядок тела.
Кришнамурти: Да. Но не может ли ум, мозг быть полностью свободным от
всякого организованного порядка?
Бом: Под организованным порядком вы понимаете твер-до установившийся
или навязанный стереотип?
Кришнамурти: Безусловно, навязанный извне или са-мим собой. Мы пытаемся
исследовать, может ли мозг когда-либо быть свободным от всякого навязывания,
давления, от ран, ударов и мелочей обыденного существования, которые толкают
его в разные стороны. Если он не может себя освободить, то в медитации нет
никакого смысла.
Бом: Вы могли бы пойти дальше и сказать, что, пожалуй, сама жизнь не
имела бы смысла, если не было бы возможнос-ти освободить ее от всего этого.
Кришнамурти: Нет, я не хотел бы сказать, что жизнь не имеет смысла.
Бом: Неизвестно, сколько времени будет действовать стереотип.
Кришнамурти: Если он будет действовать, как это и происходит,
неопределенно долгое время, исчисляемое тыся-челетиями, то жизнь лишена
смысла. Но я думаю, что смысл существует, хотя бы в том, чтобы выяснить,
должен ли мозг быть абсолютно свободным.
Бом: В чем источник того, что мы называем беспоряд-ком? Это подобно
раковой опухоли в мозгу, развивающейся в определенном порядке, который
несовместим со здоровьем мозга.
Кришнамурти: Именно.
Бом: Опухоль растет с течением времени, она увеличива-ется от поколения
к поколению.
Кришнамурти: Каждое поколение повторяет прежний стереотип.
Бом: Проявляется тенденция к нарастанию процесса с каждым поколением,
ибо это уже традиция.
Кришнамурти: Как покончить с этим, как прорваться сквозь этот
установившийся, разросшийся стереотип?
Бом: А что если поставить вопрос иначе: почему вообще мозг создает
питательную среду для роста такой инородной ткани?