Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

быть сделано.

Бом: Потому что когда человек старается изменить условия жизни, он все

еще действует из прошлого .

Кришнамурти: Да, об этом я и говорю.

Бом: Если вы считаете, что вообще не следует зависеть от прошлого, то

как же тогда вы спрашиваете, что мы собира-емся делать?

Кришнамурти: Я - ничто: не является ли это причиной того, почему я не

могу отбросить прошлое? Потому что мой опыт, мой образ мышления, моя жизнь,

все -- от прошлого. И если вы говорите, что его надо вычеркнуть, то что мне

тогда остается?

Бом: Я думаю, вы могли бы сказать, что кое-что от прошлого, как,

например, полезное знание, мы, очевидно, должны хранить.

Кришнамурти: Да, это все мы уже пережили.

Бом: Но вы могли бы спросить, предполагаем ли мы хранить полезную часть

прошлого и стирать из памяти все его аспекты, которые содержат противоречия?

Кришнамурти: Все они психологически противоречивы. И что тогда

остается? Просто ходить в офис? Больше ничего. Не тут ли причина, что мы не

можем от этого отказаться?

Бом: В этом еще сохраняется противоречие, потому что когда вы

спрашиваете: 'Что же остается', то ваш вопрос все еще исходит из прошлого.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Вы просто считаете, что когда люди говорят об отказе от прошлого,

они на самом деле от прошлого не отказываются, а всего лишь уходят от

существа проблемы, подменяя одну проблему другой?

Кришнамурти: Потому что все мое бытие есть прошлое; оно изменилось или

было изменено, но корни его в прошлом.

Бом: А если вы скажете: 'Хорошо, откажитесь от всего этого, и тогда в

будущем вы получите что-то совершенно другое и лучшее', не привлекло бы это

тогда людей?

Кришнамурти: Но 'лучше' - это все же от прошлого.

Бом: Люди желают быть уверенными, по крайней мере, хоть в чем-то.

Кришнамурти: Вот именно. Ничего нет. Обыкновенному человеку нужно

что-то, за что он мог бы ухватиться.

Бом: Он мог бы чувствовать не то, что он вцепился в прошлое, но что он

достиг чего-то.

Кришнамурти: Если я достигаю чего-то - это все еще прошлое.

Бом: Да, оно имеет корни в прошлом, но часто это не очевидно, люди

называют это чем-то важным, новым, рево-люционным.

Кришнамурти: До тех пор, пока мои корни в прошлом, порядка быть не

может.

Бом: Так как прошлое проникнуто беспорядком.

Кришнамурти: Да. И желает ли мой ум, мой мозг понять, что существует

абсолютное ничто, если я отказываюсь от прошлого?

Бом: И нет ничего, что надо достигать?

Кришнамурти: Ничего. Не существует никакого движе-ния. Иногда люди

размахивают передо мною морковкой, и я глупо следую за ней взглядом. Но я

понимаю, что в действи-тельности нет никаких морковок, никаких наград или

нака-заний. Как же тогда это прошлое может рассеяться? Я ведь пока еще живу

в сфере времени, которая создана человеком. Итак, что мне делать? Желаю ли я

встретиться с абсолютной пустотой?

Бом: Что скажете вы человеку, который не желает с нею встретиться?

Кришнамурти: Это меня не беспокоит. Если кто-то скажет, что он не

желает всего этого, то я ему отвечу:

'Хорошо, продолжай'.

Но я позволяю своему прошлому полностью проявиться. Это означает, что

не прилагается усилий, не существует никакого воздаяния, ничего. И мозг

желает встретить это чрезвычайно и абсолютно новое состояние существования в

пустоте. В этом есть нечто ужасающее, пугающее:

Бом: Даже значение этих слов свои корни имеет в прошлом.

Кришнамурти: Разумеется. Мы это поняли: слово -- не вещь. Ум говорит,

что он желает сделать это, встретиться с абсолютной пустотой, потому что сам

он понял, что всюду, где только ни искал он убежища, оно оказывалось

иллюзией...

Бом: Я думаю, мы упускаем нечто такое, что было высказано вами раньше,

а именно, вопрос о повреждении, причиняемом мозгу тем шрамом или раной,

которые он в себе несет.

Кришнамурти: В этом все дело.

Бом: Мозг, который не поврежден, довольно охотно позволяет проявляться

прошлому.

Кришнамурти: Давайте посмотрим, могу ли я обнару-жить, чем причинил я

вред мозгу? Это, наверно, один из факторов существования сильных длительных

эмоций, та-ких, как ненависть.

Бом: Возможно, вспышка эмоций не принесла бы так много вреда, но люди

не дают ей угаснуть, удерживают ее.

Кришнамурти: Именно так. Ненависть, гнев и ожесточе-ние -- это не

только