быть сделано.
Бом: Потому что когда человек старается изменить условия жизни, он все
еще действует из прошлого .
Кришнамурти: Да, об этом я и говорю.
Бом: Если вы считаете, что вообще не следует зависеть от прошлого, то
как же тогда вы спрашиваете, что мы собира-емся делать?
Кришнамурти: Я - ничто: не является ли это причиной того, почему я не
могу отбросить прошлое? Потому что мой опыт, мой образ мышления, моя жизнь,
все -- от прошлого. И если вы говорите, что его надо вычеркнуть, то что мне
тогда остается?
Бом: Я думаю, вы могли бы сказать, что кое-что от прошлого, как,
например, полезное знание, мы, очевидно, должны хранить.
Кришнамурти: Да, это все мы уже пережили.
Бом: Но вы могли бы спросить, предполагаем ли мы хранить полезную часть
прошлого и стирать из памяти все его аспекты, которые содержат противоречия?
Кришнамурти: Все они психологически противоречивы. И что тогда
остается? Просто ходить в офис? Больше ничего. Не тут ли причина, что мы не
можем от этого отказаться?
Бом: В этом еще сохраняется противоречие, потому что когда вы
спрашиваете: 'Что же остается', то ваш вопрос все еще исходит из прошлого.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Вы просто считаете, что когда люди говорят об отказе от прошлого,
они на самом деле от прошлого не отказываются, а всего лишь уходят от
существа проблемы, подменяя одну проблему другой?
Кришнамурти: Потому что все мое бытие есть прошлое; оно изменилось или
было изменено, но корни его в прошлом.
Бом: А если вы скажете: 'Хорошо, откажитесь от всего этого, и тогда в
будущем вы получите что-то совершенно другое и лучшее', не привлекло бы это
тогда людей?
Кришнамурти: Но 'лучше' - это все же от прошлого.
Бом: Люди желают быть уверенными, по крайней мере, хоть в чем-то.
Кришнамурти: Вот именно. Ничего нет. Обыкновенному человеку нужно
что-то, за что он мог бы ухватиться.
Бом: Он мог бы чувствовать не то, что он вцепился в прошлое, но что он
достиг чего-то.
Кришнамурти: Если я достигаю чего-то - это все еще прошлое.
Бом: Да, оно имеет корни в прошлом, но часто это не очевидно, люди
называют это чем-то важным, новым, рево-люционным.
Кришнамурти: До тех пор, пока мои корни в прошлом, порядка быть не
может.
Бом: Так как прошлое проникнуто беспорядком.
Кришнамурти: Да. И желает ли мой ум, мой мозг понять, что существует
абсолютное ничто, если я отказываюсь от прошлого?
Бом: И нет ничего, что надо достигать?
Кришнамурти: Ничего. Не существует никакого движе-ния. Иногда люди
размахивают передо мною морковкой, и я глупо следую за ней взглядом. Но я
понимаю, что в действи-тельности нет никаких морковок, никаких наград или
нака-заний. Как же тогда это прошлое может рассеяться? Я ведь пока еще живу
в сфере времени, которая создана человеком. Итак, что мне делать? Желаю ли я
встретиться с абсолютной пустотой?
Бом: Что скажете вы человеку, который не желает с нею встретиться?
Кришнамурти: Это меня не беспокоит. Если кто-то скажет, что он не
желает всего этого, то я ему отвечу:
'Хорошо, продолжай'.
Но я позволяю своему прошлому полностью проявиться. Это означает, что
не прилагается усилий, не существует никакого воздаяния, ничего. И мозг
желает встретить это чрезвычайно и абсолютно новое состояние существования в
пустоте. В этом есть нечто ужасающее, пугающее:
Бом: Даже значение этих слов свои корни имеет в прошлом.
Кришнамурти: Разумеется. Мы это поняли: слово -- не вещь. Ум говорит,
что он желает сделать это, встретиться с абсолютной пустотой, потому что сам
он понял, что всюду, где только ни искал он убежища, оно оказывалось
иллюзией...
Бом: Я думаю, мы упускаем нечто такое, что было высказано вами раньше,
а именно, вопрос о повреждении, причиняемом мозгу тем шрамом или раной,
которые он в себе несет.
Кришнамурти: В этом все дело.
Бом: Мозг, который не поврежден, довольно охотно позволяет проявляться
прошлому.
Кришнамурти: Давайте посмотрим, могу ли я обнару-жить, чем причинил я
вред мозгу? Это, наверно, один из факторов существования сильных длительных
эмоций, та-ких, как ненависть.
Бом: Возможно, вспышка эмоций не принесла бы так много вреда, но люди
не дают ей угаснуть, удерживают ее.
Кришнамурти: Именно так. Ненависть, гнев и ожесточе-ние -- это не
только