Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

удовольст-вие есть также продукт деятельности поврежденного мозга.

Кришнамурти: Несомненно, так.

Бом: Не можем ли мы сказать, что истинная радость, которая не есть

результат деятельности поврежденного моз-га, но которую путают с

удовольствием...?

Нарайан: Если удовольствие дает начало гневу, то гнев есть проявление

поврежденного мозга.

Кришнамурти: Как и требование удовольствия.

Итак, не может ли озарение открыть вам, как это разрушительное начало

прошлого проявляет себя в отноше-нии мозга? Способен ли мозг сам это

увидеть, испытать озарение и выйти из такого состояния?

Нарайан: Вы говорите, что порядок берет начало от озарения?

Кришнамурти: Очевидно. Давайте двигаться, начиная отсюда.

Нарайан: Не могу ли я выразить это иначе? Возможно ли составить

определенный порядок искусственно, следуя опре-деленному образцу, но так,

чтобы этот порядок в какой-то степени послужил началом озарения?

Кришнамурти: Вы не можете найти истинное с помощью ложного.

Нарайан: Я задаю этот вопрос умышленно, потому что у многих людей,

видимо, нет достаточно энергии, необходимой для озарения.

Кришнамурти: Вы чрезвычайно проницательны, когда вам нужно зарабатывать

на жизнь, зарабатывать деньги, чтобы осуществить что-то, в чем вы

по-настоящему заинтере-сованы. Если вы жизненно заинтересованы в этой

перемене и т.д., то энергия у вас есть.

Можно продолжить? Как человеческое существо я по-нял, что озарение

стирает прошлое, и мозг желает жить в пустоте. Верно? Мы подходили к этому

пункту уже несколько раз с разных сторон. Теперь давайте отправимся дальше.

И вот нет у нас больше ничего, что было бы создано мыслью. Нет никакого

движения мысли, за исключением фактического знания, которое продолжает

занимать присущее ему место. Психологически не существует никакого движения

в уме или в мысли. Не существует абсолютно ничего -- пустота.

Бом: Вы имеете в виду полное отсутствие каких-либо ощущений? Видите ли,

движение мысли и ощущение сущес-твуют вместе.

Кришнамурти: Подождите минуту. Что вы понимаете под ощущением?

Бом: Обычно люди могут говорить - хорошо, мыслей совсем нет, но у них

имеются различные ощущения.

Кришнамурти: Конечно, у нас имеются ощущения.

Бом: Имеются ощущения, а также есть внутреннее восприятие.

Кришнамурти: Внутреннее восприятие чего? Бом: Это трудно описать. То,

что можно легко описы-вать, очевидно, относится к эмоциям отрицательного

свойст-ва, таким как гнев, страх.

Кришнамурти: Является ли сострадание чувством? Бом: Вероятно, нет.

Кришнамурти: Конечно, это не чувство. Бом: Хотя люди могут говорить,

что они чувствуют сострадание! Даже слово 'suggest' (внушать) означает некую

форму чувства. Слово 'compassion' (сострадание) включает в себя слово

'passion' (страсть), которое означает чувство. Тут есть трудность. Мы могли

бы, пожалуй, задать вопрос: как мы обычно опознаем чувство?

Кришнамурти: Давайте немного в это углубимся. Что понимаем мы под

чувством? Что понимаем под ощущением?

Бом: Люди обычно об этом не задумываются. Видите ли, ощущения связаны с

телом.

Кришнамурти: Вы, стало быть, говорите о чувствах, которые с телом

непосредственно не связаны?

Бом: Да, или которые в былые дни могли бы быть определены как душа.

Кришнамурти: Душа, конечно. Это легкое бегство, но она ничего не

означает. Бом: Да.

Кришнамурти: Что внутренне представляют собой чув-ства? Удовольствие,

наслаждение?

Бом: Что же, коль скоро вы можете давать ярлыки, описание в этом случае

не было бы достаточно обоснованным. Кришнамурти: А что является

обоснованием? Само это состояние, которое нельзя выразить словами?

Бом: Это могло бы быть невербальным состоянием... чем-то подобным

чувству, которое не поддается определению.

Нарайан: Вы говорите, что такое состояние - не чувство, что оно только

подобно чувству, но его невозможно опреде-лить?

Бом: Да. Я даже предполагаю, что оно может существо-вать и тогда, когда

мы утверждаем, что никакой мысли не существует. Я постараюсь выразить это

яснее.

Кришнамурти: Да, мысль отсутствует.

Бом: Что это в действительности означает?

Кришнамурти: В действительности это означает, что мысль есть движение,

мысль есть время! Верно? В этой пустоте времени или мысли не существует.

Бом: