удовольст-вие есть также продукт деятельности поврежденного мозга.
Кришнамурти: Несомненно, так.
Бом: Не можем ли мы сказать, что истинная радость, которая не есть
результат деятельности поврежденного моз-га, но которую путают с
удовольствием...?
Нарайан: Если удовольствие дает начало гневу, то гнев есть проявление
поврежденного мозга.
Кришнамурти: Как и требование удовольствия.
Итак, не может ли озарение открыть вам, как это разрушительное начало
прошлого проявляет себя в отноше-нии мозга? Способен ли мозг сам это
увидеть, испытать озарение и выйти из такого состояния?
Нарайан: Вы говорите, что порядок берет начало от озарения?
Кришнамурти: Очевидно. Давайте двигаться, начиная отсюда.
Нарайан: Не могу ли я выразить это иначе? Возможно ли составить
определенный порядок искусственно, следуя опре-деленному образцу, но так,
чтобы этот порядок в какой-то степени послужил началом озарения?
Кришнамурти: Вы не можете найти истинное с помощью ложного.
Нарайан: Я задаю этот вопрос умышленно, потому что у многих людей,
видимо, нет достаточно энергии, необходимой для озарения.
Кришнамурти: Вы чрезвычайно проницательны, когда вам нужно зарабатывать
на жизнь, зарабатывать деньги, чтобы осуществить что-то, в чем вы
по-настоящему заинтере-сованы. Если вы жизненно заинтересованы в этой
перемене и т.д., то энергия у вас есть.
Можно продолжить? Как человеческое существо я по-нял, что озарение
стирает прошлое, и мозг желает жить в пустоте. Верно? Мы подходили к этому
пункту уже несколько раз с разных сторон. Теперь давайте отправимся дальше.
И вот нет у нас больше ничего, что было бы создано мыслью. Нет никакого
движения мысли, за исключением фактического знания, которое продолжает
занимать присущее ему место. Психологически не существует никакого движения
в уме или в мысли. Не существует абсолютно ничего -- пустота.
Бом: Вы имеете в виду полное отсутствие каких-либо ощущений? Видите ли,
движение мысли и ощущение сущес-твуют вместе.
Кришнамурти: Подождите минуту. Что вы понимаете под ощущением?
Бом: Обычно люди могут говорить - хорошо, мыслей совсем нет, но у них
имеются различные ощущения.
Кришнамурти: Конечно, у нас имеются ощущения.
Бом: Имеются ощущения, а также есть внутреннее восприятие.
Кришнамурти: Внутреннее восприятие чего? Бом: Это трудно описать. То,
что можно легко описы-вать, очевидно, относится к эмоциям отрицательного
свойст-ва, таким как гнев, страх.
Кришнамурти: Является ли сострадание чувством? Бом: Вероятно, нет.
Кришнамурти: Конечно, это не чувство. Бом: Хотя люди могут говорить,
что они чувствуют сострадание! Даже слово 'suggest' (внушать) означает некую
форму чувства. Слово 'compassion' (сострадание) включает в себя слово
'passion' (страсть), которое означает чувство. Тут есть трудность. Мы могли
бы, пожалуй, задать вопрос: как мы обычно опознаем чувство?
Кришнамурти: Давайте немного в это углубимся. Что понимаем мы под
чувством? Что понимаем под ощущением?
Бом: Люди обычно об этом не задумываются. Видите ли, ощущения связаны с
телом.
Кришнамурти: Вы, стало быть, говорите о чувствах, которые с телом
непосредственно не связаны?
Бом: Да, или которые в былые дни могли бы быть определены как душа.
Кришнамурти: Душа, конечно. Это легкое бегство, но она ничего не
означает. Бом: Да.
Кришнамурти: Что внутренне представляют собой чув-ства? Удовольствие,
наслаждение?
Бом: Что же, коль скоро вы можете давать ярлыки, описание в этом случае
не было бы достаточно обоснованным. Кришнамурти: А что является
обоснованием? Само это состояние, которое нельзя выразить словами?
Бом: Это могло бы быть невербальным состоянием... чем-то подобным
чувству, которое не поддается определению.
Нарайан: Вы говорите, что такое состояние - не чувство, что оно только
подобно чувству, но его невозможно опреде-лить?
Бом: Да. Я даже предполагаю, что оно может существо-вать и тогда, когда
мы утверждаем, что никакой мысли не существует. Я постараюсь выразить это
яснее.
Кришнамурти: Да, мысль отсутствует.
Бом: Что это в действительности означает?
Кришнамурти: В действительности это означает, что мысль есть движение,
мысль есть время! Верно? В этой пустоте времени или мысли не существует.
Бом: