бы это понять. Я
думаю, что не это главное.
Кришнамурти: Да. Так вот, пойму ли я, что это знание неизбежно
формирует рутину, в которой я живу? Как мне разрушить этот механизм?
Бом: Но я не уверен, что людям вообще понятно, что все дело тут в
знании; или даже, что это знание есть знание. Видите ли, для них оно может
быть просто ощущением собственного бытия, 'себя', 'я'. Знание создает
'меня', а 'я' - это уже переживание некоторой сущности, которое не
воспринимается как знание, но как реальное бытие.
Кришнамурти: Вы считаете, что это 'бытие' отлично от знания?
Бом: Оно так выглядит; оно воображается иным.
Кришнамурти: А существует ли оно?
Бом: Не существует, но эта иллюзия обладает большой силой.
Кришнамурти: Такова наша обусловленность.
Бом: Да. Итак, вопрос в том, как нам прорваться сквозь иллюзию и
сломать эту привычную колею, ибо она создает видимость реальности или
претендует на то, чтобы быть состоянием бытия?
Кришнамурти: В этом действительно проблема. Это самое основное движение
в человеке. Положение представля-ется совершенно безнадежным. И, сознавая
эту безнадеж-ность, я сижу и говорю, что ничего не могу поделать. Но когда я
сосредоточиваюсь на этом, встает вопрос: возможно ли функционировать в этом
мире без психологического знания? Это определенно меня беспокоит; я считаю
это основной проблемой, которую человек должен разрешить во всем мире.
Бом: Согласен. Но если вы заговорили бы об этом с другим человеком,
который как будто разумно мыслит, это могло бы сильно его встревожить, и мы
должны были бы объяснять ему, что речь идет всего лишь о психологическом
знании. Психологическое знание представляется ему не зна-нием, а чем-то
большим. И он не понимает, что его знание о собственном состоянии таит в
себе беду. На первый взгляд это знание кажется чем-то пассивным, чем вы
можете, если захотите, воспользоваться или пренебречь, - некий образ того,
что должно быть.
Кришнамурти: Мне все понятно.
Бом: Наступает момент, когда знание не представляется больше знанием.
Кришнамурти: Политические деятели и люди, обладаю-щие властью, не стали
бы это слушать. Не стали бы слушать и так называемые религиозные люди.
Только люди, которые испытывают недовольство, которые чувствуют, что все
поте-ряли - только они будут слушать. Но и они не всегда слушают, ибо это
все равно, что идти на костер.
Как человек к этому подходит? Скажем, например, что я отказался от
католицизма, протестантизма и прочего или что я сделал карьеру и сознаю,
насколько необходимо тут иметь знание. И вот, даже поняв, насколько важно не
быть захваченным процессом психологического знания, я все же ню могу от него
освободиться. Оно постоянно хитрит со мной, а я тоже хитрю с ним. Это похоже
на игру в прятки. Хорошо. Мы сказали, что есть стена, которую я должен
разрушить. Нет, не я. Я - это и есть та стена, которую надо разрушить. И мы
сказали, Что эта стена может быть разрушена благодаря любви и разумности. Не
слишком ли это трудно для понима-ния?
Бом: Это трудно.
Кришнамурти: Я нахожусь перед стеной, а вы спраши-ваете меня о любви и
разумности, которые разрушат стену. Но мне неизвестно, что такое любовь и
что такое разумность, потому что я пленник, а передо мной - стена. Логика и
здравый смысл говорят мне, что сказанное вами верно, истинно, логично, и я
вижу важность этого, но стена так крепка, так высока и так меня подавляет,
что я и не мыслю себя по ту сторону. Мы говорили на днях, что стена может
быть разрушена с помощью интуитивного прозрения, если только оно не
превращается в идею.
Бом: Да.
Кришнамурти: Когда прозрение становится предметом обсуждения, возникает
опасность превращения его в абстрак-цию; а это означает, что мы уходим от
факта, и наибольшую важность приобретает абстракция. Но это снова знание.
Бом: Да, действие знания.
Кришнамурти: Итак, мы вернулись назад!
Бом: Я думаю, основная трудность тут в том, что знание - не просто
присутствует как некая форма информации, оно чрезвычайно активно, оно
встречает и формирует каждый момент соответственно прошлому. И даже когда мы
поднима-ем данную проблему, знание все это время ожидает и сразу же
действует. Вся наша традиция утверждает, что знание пас-сивно. Но в
действительности оно активно, хотя