Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

люди боль-шей частью думают иначе. Они

думают, что оно просто присутствует здесь.

Кришнамурти: Оно ожидает.

Бом: Ожидает момента, чтобы действовать, вы понима-ете. И что бы мы ни

старались с этим делать, знание всегда активно. Со временем мы сознаем, что

оно представляет проблему, но оно уже сработало.

Кришнамурти: Да. И как я это понимаю - как проблему или как идею,

которую я должен осуществить? Вы улавлива-ете различие?

Бом: Знание автоматически все обращает в идею, кото-рую мы должны

реализовать. Это образ всего, что создано.

Кришнамурти: Это образ всего, что мы пережили.

Бом: Ничего другого знание делать не может.

Кришнамурти: Как нам его разрушить, даже если бы потребовалось делать

это ежесекундно?

Бом: Мне представляется, что если вы могли бы видеть, наблюдать,

осознавать, если знание могло бы осознавать само себя в действии... Суть в

том, что это знание срабатывает как бы внезапно. Оно просто ждет и затем

действует с помощью того самого времени, которое нарушает порядок мозга.

Кришнамурти: Я очень озабочен этим, потому что это происходит всюду,

где бы я ни был. Это та проблема, которая должна быть разрешена. Могли бы вы

сказать, что способ-ность слушать важнее, чем что-либо другое, чем любые

объяснения или логика?

Бом: Она приходит к той же самой проблеме.

Кришнамурти: Нет, нет. Не то. Я хочу понять, когда я с полным вниманием

слушаю то, что вы говорите, возможно ли, чтобы эта стена оказалась

разрушенной. Вы понимаете? Я стараюсь выяснить это, сэр. Вот я, обыкновенный

человек, и вы говорите мне все это, а я сознаю, что сказанное вами верно. Я

действительно глубоко тронут тем, что вы говорите, но вспышки пламени

почему-то нет. Есть горючее, а огня нет. Итак, что же мне делать? Вот мой

извечный крик!

Бом: Мозг обладает способностью слушать; и мы должны усомниться в том,

что обыкновенный человек настолько в плену своих убеждений, что он не может

слушать.

Кришнамурти: Вы не можете слушать, когда вы в чем-то убеждены, если бы

вы даже затихли, как мертвый.

Бом: Я думаю, что знание всячески себя защищает. И возможно ли, скажем,

обыкновенному человеку это постичь? Не в этом ли фактически состоит ваш

вопрос?

Кришнамурти: Да. Но общение между вами и этим человеком должно нести в

себе такую энергию, чтобы само его слушание и обращенные к нему ваши слова

обладали боль-шой эффективностью.

Бом: Да, тогда вы должны прорваться сквозь его убеж-дения, сквозь всю

эту структуру.

Кришнамурти: Разумеется. Поэтому тот человек и при-шел сюда, - именно

поэтому. Он уже покончил со всеми церквями и доктринами. Он сознает, что то,

что здесь говорится, истинно. Когда вы обращаетесь к нему, ваша речь

обладает силой и искренностью, потому что вы не говорите от знания или

убеждения. Свободный человек старается об-щаться с этим обыкновенным

человеком. Но способен ли последний слушать с той интенсивностью, которую

вы, ведущий беседу, ему задаете? Он хочет слушать того, кто говорит истину,

и когда звучит ваша речь, в слушающем нечто происходит, происходит именно

потому, что он слуша-ет с таким страстным вниманием.

Это, пожалуй, похоже на вас: вы, ученый, что-то говори-те вашему

студенту, и то, что вы говорите, должно быть чрезвычайно важно, потому что

вы посвятили этому свою жизнь. И студент пожертвовал многим, чтобы сюда

прийти. Является ли недостатком говорящего, что тот, кто слушает, не

воспринимает его слова мгновенно? Или же он не способен услышать?

Бом: Что же, если он не способен слушать, то ничего тут не поделаешь.

Но давайте предположим, что кто-то пришел, преодолев некоторые барьеры

самозащиты, хотя имеются у него и другие барьеры, которых он не сознает -

это отнюдь не так просто, как вы только что изобразили.

Кришнамурти: Как бы то ни было, я чувствую, что это страшно просто.

Если бы человек мог слушать всем своим существом, то его мозг не был бы

скован рутиной. Видите ли, при общении большей частью происходит так, что вы

говори-те мне что-то, и я это воспринимаю, но существует интервал между

вашими словами и моим восприятием.

Бом: Да.

Кришнамурти: А этот интервал опасен. Если я не пол-ностью уловил ваши

слова, не слушал всем существом, то все впустую. Почему так трудно слушать?

Не в том ли причина, что в слушании нет и намека