Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

А когда возникает что-то

новое - не считаете ли вы, что оно вне этого процесса?

Кришнамурти: Когда происходит что-то новое, мысль как материальный

процесс должна прекратиться. Это очевид-но.

Бом: И тогда, возможно, позднее мысль к этому вернется.

Кришнамурти: Позднее, да. Подождите, смотрите, что происходит позднее.

Так, мы говорим, что всякое действие, реакция и действие этой реакции есть

движение материи.

Бом: Да, очень тонкое движение материи.

Кришнамурти: И пока ум находится внутри этой сферы, он должен быть

движением материи. Существует ли для ума возможность выйти за пределы

реакции? Это как следующий шаг. Мы об этом уже говорили. Человек приходит в

раздра-жение, и это первая реакция. Затем наступает реакция на эту реакцию,

вторая реакция - 'Я не должен был'. За нею приходит третья реакция -- 'Я

должен контролировать или оправдывать'. И так постоянно, действие и реакция.

Можно сказать, что это непрерывное движение, не имеющее конца?

Бом: Да. Реакция непрерывна, но кажется, что в какой-то момент она

прекратилась, а в следующий момент уже возникло новое движение.

Кришнамурти: Но это все та же реакция.

Бом: Она все еще прежняя, но представляется другой.

Кришнамурти: Разумеется. В этом все дело. Вы что-то сказали. Я пришел в

раздражение, и это раздражение есть реакция.

Бом: Да, она кажется чем-то неожиданным, новым.

Кришнамурти: Но это не так.

Бом: Это должно быть осознано. В большинстве случаев ум не склонен это

осознавать.

Кришнамурти: Мы восприимчивы к этому, мы бдитель-ны в отношении этого

вопроса. А когда человек наблюдате-лен, внимателен, реакции прекращаются.

Если он понимает это не только логически, если понимание приходит к нему в

результате озарения, открывшего смысл самого процесса реагирования, то этот

процесс, очевидно, может прийти к концу. Вот почему так важно это понять,

прежде чем мы начнем рассматривать, что значит пустой ум, существует ли

что-то за ним, или само его опустошение означает какое-то другое качество.

Итак, является ли этот пустой ум реакцией? Реакцией на проблемы, на

боль, удовольствие, страдание? Попыткой убежать от всего этого в некоторое

состояние пустоты?

Бом: Да, ум всегда может это проделывать.

Кришнамурти: Он может придумывать. И вот мы подо-шли к состоянию, когда

задаем вопрос: не является ли это качество пустоты реакцией, - верно, сэр?

Прежде, чем мы отправимся дальше, следует, наверно, убедиться в том, что это

действительно полная пустота от всех вещей, которые накопила мысль?

Бом: Так что мысль прекращает действовать.

Кришнамурти: Именно так.

Бом: С одной стороны, вы, пожалуй, могли бы сказать, что реакция

присуща природе материи, которая непрерывно реагирует и движется. Но тогда

подвержена ли материя воздействию озарения?

Кришнамурти: Я не совсем улавливаю. А, понял! Оказы-вает ли озарение

воздействие на клетки мозга, которые содержат память?

Бом: Да. Память непрерывно реагирует, она находится в постоянном

движении, как воздух, вода, как все, что нас окружает.

Кришнамурти: Наконец, если я физически не реагирую, значит, я

парализован. Но быть в состоянии непрерывной реакции - это также форма

паралича.

Бом: Именно, ложный характер реагирования! Реакция охватывает всю

психологическую структуру. Но предпол-ожив, что реакция во всей

психологической структуре чело-вечества уже началась, почему не допустить,

что она когда-нибудь прекратится? Потому что реакции следуют одна за другой,

и человек мог бы ожидать, что это будет продолжать-ся вечно, и ничто не

сможет остановить этот процесс.

Кришнамурти: Только озарение, позволяющее понять природу реакции,

прекращает психологическую реакцию.

Бом: Следовательно, вы утверждаете, что на материю воздействует

озарение, которое вне материи.

Кришнамурти: Да, вне материи. Не является ли оно той пустотой, которая

внутри мозга? Или это что-то такое, что мысль лишь представила себе как

пустоту? Это должно быть совершенно ясно.

Бом: Да. Но какой бы вопрос мы ни обсуждали, мысль сразу же включается

с желанием действовать, потому что она уверена, что всегда может внести в

обсуждение свою лепту.

Кришнамурти: Совершенно верно.

Бом: Прежде, чем понять, что она не может сделать никакого полезного

вклада, мысль уже утвердилась