ли, мрамор слишком статичен и остается на тысячи лет. И хотя
оригинальный скульп-тор мог обладать пониманием, люди, которые после него
придут, увидят лишь застывшую форму.
Кришнамурти: Какое отношение все это имеет к моей повседневной жизни?
Каким образом это проявляется в моей деятельности, в моих обычных физических
реакциях на шум, боль, на различные формы конфликта? Какое отношение имеет
мое физическое бытие к этому внутреннему импульсу, идущему от безмолвия?
Бом: Ну, пока ум молчит, мысль в порядке.
Кришнамурти: Мы до чего-то добрались. Не хотели бы вы сказать, что
этот, идущий от безмолвия внутренний импульс бесконечно нов и выражает
абсолютный порядок универсума?
Бом: Мы могли бы считать, что порядок универсума возникает из этого
безмолвия и пустоты.
Кришнамурти: Итак, какое отношение имеет безмолв-ный ум к универсуму?
Бом: Отдельный ум?
Кришнамурти: Нет, ум.
Бом: Ум вообще?
Кришнамурти: Ум. Мы прошли через всеобщее и отдель-ное, и за пределами
этого существует ум.
Бом: Не хотели бы вы сказать, что это универсальный ум?
Кришнамурти: Я не хочу пользоваться словом 'универ-сальный'.
Бом: Универсальный в том смысле, что он находится вне, за пределами
отдельного. Но, может быть, это слово создает трудность.
Кришнамурти: А можем мы найти другое слово? Не глобальный. Как назвать
ум, который за пределами отдель-ного ума?
Бом: Ну, вы могли бы сказать, что это первопричина, основная сущность
вещей, то, что называют абсолютом.
Кришнамурти: Я не хочу пользоваться также и словом 'абсолют'.
Бом: Абсолют буквально означает то, что свободно от всех ограничений,
от всякой зависимости.
Кришнамурти: Ну, ладно, если вы утверждаете, что 'абсолют' означает
свободу от всякой зависимости и ограни-ченности.
Бом: От всех отношений.
Кришнамурти: Тогда мы воспользуемся этим словом.
Бом: Оно, к несчастью, имеет побочные значения.
Кришнамурти: Конечно. Но давайте воспользуемся им в данный момент,
просто для удобства в нашей беседе. Сущес-твует абсолютная тишина, и в ней
или из нее происходит движение, и это движение вечно ново. Каково отношение
этого ума к универсуму?
Бом: К материальной вселенной?
Кришнамурти: К вселенной как к целому, включающе-му в себя материю,
деревья, природу, человека, небеса.
Бом: Это интересный вопрос.
Кришнамурти: Универсум есть порядок; независимо от того, разрушительный
он или созидательный, он есть поря-док.
Бом: Видите ли, этот порядок имеет характер абсолют-ной необходимости,
в том смысле, что не может быть по-другому. Тот порядок, который мы обычно
знаем, не являет-ся абсолютно необходимым. Он может быть изменен, может
зависеть от чего-то еще.
Кришнамурти: Извержение вулкана есть порядок.
Бом: Это порядок универсума в целом.
Кришнамурти: Совершенно верно. Итак, в универсуме существует порядок, и
затихший ум полностью в порядке.
Бом: Глубинный ум, абсолют.
Кришнамурти: Абсолютный ум. Итак, это ум универсу-ма?
Бом: В каком смысле это ум универсума? Чтобы так сказать, мы должны
понять, что это означает.
Кришнамурти: Существует ли разделение или барьер между этим абсолютным
умом и умом универсума? Или оба они - одно и то же?
Бом: Они оба - одно и то же.
Кришнамурти: Это то, что я хочу выяснить.
Бом: Мы имеем или двойственность - ум и материю, или оба они - одно.
Кришнамурти: Именно так. Не выглядит ли такое утвер-ждение
самонадеянным?
Бом: Отнюдь нет. Я считаю, что ум и материя - это просто разные формы.
Кришнамурти: Я хочу быть полностью уверен, что мы не допускаем
погрешности в вопросе, который действительно требует очень тонкого подхода,
большой осторожности. Вы понимаете, что я имею в виду?
Бом: Да. Давайте вернемся назад, к физическому телу. Мы сказали, что
ум, являющийся умом тела - мысль, чувство, желание, общечеловеческий и
отдельный ум - все это часть материального процесса.
Кришнамурти: Совершенно верно.
Бом: И он не отличен от тела.
Кришнамурти: Верно. Все реакции есть материальный процесс.
Бом: И следовательно, то, что мы обычно называем умом, не отличается от
того, что мы называем телом.
Кришнамурти: Несомненно.
Бом: И тут вы увеличиваете масштаб, рассматривая его уже как универсум
в целом. Возникает вопрос: отличается