Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

проблему и спрашивать, что нам делать, чтобы отказаться

от мнений.

Кришнамурти: Нет, разумеется. Но таков факт. Так что наблюдая это и

понимая, насколько необходимо собраться всем вместе, люди все же не могут

отказаться от собственных мнений, от собственного опыта, от своих идей и

умозаключе-ний.

Бом: Они часто могут воспринимать собственное мнение не как мнение, а

как истину.

Кришнамурти: Конечно, они назвали бы его фактом. Но что делать человеку

с этим разногласием? Мы видим необхо-димость совместной работы -- не ради

какого-то идеала, верования, какого-то принципа или какого-то бога. Нигде в

мире, ни в каких странах и даже в самой Организации Объединенных Наций люди

не трудятся сообща.

Бом: Некоторые люди могли бы сказать, что у нас есть не только мнения,

но и личные интересы. Когда личные интересы двух людей приходят в

противоречие, то им не по пути, и до тех пор, пока они будут сохранять

приверженность к своим интересам, они не смогут сотрудничать. Как же нам

сквозь это прорваться?

Кришнамурти: Если вы указываете мне на то, что мы должны работать

вместе, и говорите, насколько это важно, то я тоже вижу, что это важно. Но я

ничего не могу тут поделать!

Бом: Вот где проблема. Недостаточно даже видеть важ-ность

сотрудничества, надо еще иметь намерение его достичь. В этой неспособности

действовать угадывается новый фактор. Почему мы не можем свои намерения

доводить до конца?

Кришнамурти: Можно назвать много причин, но ника-кие причины, доводы и

объяснения не решат проблемы. Мы возвращаемся все к тому же - как заставить

человеческий ум измениться? Мы можем видеть, что это изменение необходи-мо,

но совсем не способны или не желаем изменяться. Какой фактор, какой новый

фактор для этого необходим?

Бом: Мне кажется, что это способность замечать и зорко следить за всем,

что человека удерживает и не дает ему изменяться.

Кришнамурти: Тогда не является ли этим новым факто-ром внимание?

Бом: Да, я именно это имел в виду. Но мы также должны решить, какого

рода внимание тут требуется.

Кришнамурти: Сперва давайте обсудим, что такое вни-мание.

Бом: Для разных людей оно может иметь разное значе-ние.

Кришнамурти: Разумеется, существует обычно так мно-го мнений! Где есть

внимание, там нет проблем. А где нет внимания, там сплошные трудности. И

вот, без того, чтобы само внима-ние превращать в проблему, как нам себе его

представить? Можем ли мы его понять, не на уровне слов, не интеллекту-ально,

но глубоко, так, чтобы оно вошло нам в кровь. Очевидно, внимание -- это не

концентрация. Чтобы быть внимательным - совсем не требуются усилие, опыт,

борьба. Покажите мне природу внимания, которое проявляется, когда

отсутствует центр, 'я'.

Бом: Но это - трудная задача.

Кришнамурти: Не будем делать из этого проблему.

Бом: Я думаю, что люди с давних пор пытаются в этом разобраться. Мне

представляется, что известная трудность в понимании природы внимания

заключена прежде всего в понимании сущности самой мысли. Когда человек

глядит на что-то со стороны, он может думать, что он внимателен.

Кришнамурти: Нет, в состоянии внимания нет вообще никакой мысли.

Бом: Но как же вы тогда остановите мысль? Видите ли, пока продолжается

мышление, есть впечатление, что сущес-твует внимание, которое на самом деле

- невнимание. Только думаешь, воображаешь, что ты внимателен.

Кришнамурти: Когда думаешь, что ты внимателен, вни-мания нет.

Бом: Как же нам тогда выразить истинный смысл внимания?

Кришнамурти: Прежде, чем мы выясним, что есть вни-мание, не следует ли

нам обсудить, что такое невнимание?

Бом: Согласен.

Кришнамурти: А через отрицание выявляется позитив-ное значение. Когда я

невнимателен, что тогда происходит? В состоянии отсутствия внимания я

чувствую одиночество, депрессию, тревогу и т.д.

Бом: Ум начинает разрушаться и в нем возникает путаница.

Кришнамурти: Происходит фрагментация. И при отсут-ствии внимания я

отождествляю себя со многими другими вещами.

Бом: Да, и это может быть достаточно приятно, но может быть также и

мучительно.

Кришнамурти: То, что было приятным, я нахожу позд-нее мучительным. Так

все это выглядит в движении, когда отсутствует внимание. Верно? Мы

куда-нибудь пришли?

Бом: Не знаю.

Кришнамурти: Я осознаю,