проблему и спрашивать, что нам делать, чтобы отказаться
от мнений.
Кришнамурти: Нет, разумеется. Но таков факт. Так что наблюдая это и
понимая, насколько необходимо собраться всем вместе, люди все же не могут
отказаться от собственных мнений, от собственного опыта, от своих идей и
умозаключе-ний.
Бом: Они часто могут воспринимать собственное мнение не как мнение, а
как истину.
Кришнамурти: Конечно, они назвали бы его фактом. Но что делать человеку
с этим разногласием? Мы видим необхо-димость совместной работы -- не ради
какого-то идеала, верования, какого-то принципа или какого-то бога. Нигде в
мире, ни в каких странах и даже в самой Организации Объединенных Наций люди
не трудятся сообща.
Бом: Некоторые люди могли бы сказать, что у нас есть не только мнения,
но и личные интересы. Когда личные интересы двух людей приходят в
противоречие, то им не по пути, и до тех пор, пока они будут сохранять
приверженность к своим интересам, они не смогут сотрудничать. Как же нам
сквозь это прорваться?
Кришнамурти: Если вы указываете мне на то, что мы должны работать
вместе, и говорите, насколько это важно, то я тоже вижу, что это важно. Но я
ничего не могу тут поделать!
Бом: Вот где проблема. Недостаточно даже видеть важ-ность
сотрудничества, надо еще иметь намерение его достичь. В этой неспособности
действовать угадывается новый фактор. Почему мы не можем свои намерения
доводить до конца?
Кришнамурти: Можно назвать много причин, но ника-кие причины, доводы и
объяснения не решат проблемы. Мы возвращаемся все к тому же - как заставить
человеческий ум измениться? Мы можем видеть, что это изменение необходи-мо,
но совсем не способны или не желаем изменяться. Какой фактор, какой новый
фактор для этого необходим?
Бом: Мне кажется, что это способность замечать и зорко следить за всем,
что человека удерживает и не дает ему изменяться.
Кришнамурти: Тогда не является ли этим новым факто-ром внимание?
Бом: Да, я именно это имел в виду. Но мы также должны решить, какого
рода внимание тут требуется.
Кришнамурти: Сперва давайте обсудим, что такое вни-мание.
Бом: Для разных людей оно может иметь разное значе-ние.
Кришнамурти: Разумеется, существует обычно так мно-го мнений! Где есть
внимание, там нет проблем. А где нет внимания, там сплошные трудности. И
вот, без того, чтобы само внима-ние превращать в проблему, как нам себе его
представить? Можем ли мы его понять, не на уровне слов, не интеллекту-ально,
но глубоко, так, чтобы оно вошло нам в кровь. Очевидно, внимание -- это не
концентрация. Чтобы быть внимательным - совсем не требуются усилие, опыт,
борьба. Покажите мне природу внимания, которое проявляется, когда
отсутствует центр, 'я'.
Бом: Но это - трудная задача.
Кришнамурти: Не будем делать из этого проблему.
Бом: Я думаю, что люди с давних пор пытаются в этом разобраться. Мне
представляется, что известная трудность в понимании природы внимания
заключена прежде всего в понимании сущности самой мысли. Когда человек
глядит на что-то со стороны, он может думать, что он внимателен.
Кришнамурти: Нет, в состоянии внимания нет вообще никакой мысли.
Бом: Но как же вы тогда остановите мысль? Видите ли, пока продолжается
мышление, есть впечатление, что сущес-твует внимание, которое на самом деле
- невнимание. Только думаешь, воображаешь, что ты внимателен.
Кришнамурти: Когда думаешь, что ты внимателен, вни-мания нет.
Бом: Как же нам тогда выразить истинный смысл внимания?
Кришнамурти: Прежде, чем мы выясним, что есть вни-мание, не следует ли
нам обсудить, что такое невнимание?
Бом: Согласен.
Кришнамурти: А через отрицание выявляется позитив-ное значение. Когда я
невнимателен, что тогда происходит? В состоянии отсутствия внимания я
чувствую одиночество, депрессию, тревогу и т.д.
Бом: Ум начинает разрушаться и в нем возникает путаница.
Кришнамурти: Происходит фрагментация. И при отсут-ствии внимания я
отождествляю себя со многими другими вещами.
Бом: Да, и это может быть достаточно приятно, но может быть также и
мучительно.
Кришнамурти: То, что было приятным, я нахожу позд-нее мучительным. Так
все это выглядит в движении, когда отсутствует внимание. Верно? Мы
куда-нибудь пришли?
Бом: Не знаю.
Кришнамурти: Я осознаю,