любовь и разумность. Вы не можете иметь
сострадание без разума.
Бом: Итак, мы говорим, что разумность также универ-сальна!
Кришнамурти: Очевидно.
Бом: Но у нас, как вы знаете, есть способы проверки разумности
отдельных людей. Кришнамурти: О, нет. Бом: Но быть может, все это часть
того, что входит в образ мышления?
Кришнамурти: Часть этого раздробленного, фрагмен-тарного образа
мышления.
Бом: Что же, у нас могло бы быть целостное мышление, хотя мы его еще не
имеем.
Кришнамурти: Целостное мышление тогда не мышле-ние; тут какой-то другой
фактор.
Бом: Какой-то другой фактор, к которому мы еще не пришли.
Кришнамурти: Если любовь -- общая для всех нас, почему я ее не вижу?
Бом: Я думаю, отчасти потому, что ум пугается; он просто отказывается
допустить такую фантастическую пере-мену в образе видения.
Кришнамурти: Но вы только что сказали, что натрий есть натрий.
Бом: Видите ли, у нас есть множество доказательств этого в виде всякого
рода экспериментов, доказательств, постепенно накопленных большим трудом и
опытом. Однако любовь мы не можем рассматривать таким же образом. Вы не
можете пойти в лабораторию и доказать, что любовь есть любовь .
Кришнамурти: Нет, конечно. Любовь - это не знание. Почему же
человеческий ум отказывается принять вполне очевидный фактор? Не страх ли
поступиться своими прежни-ми ценностями, стандартами и мнениями?
Бом: Я думаю, что здесь, возможно, присутствует нечто более глубокое.
Это трудно точно определить, и это вещь непростая, хотя то, что вы
предлагаете, отчасти может служить объяснением.
Кришнамурти: Это поверхностное объяснение, я знаю. Не является ли это
нечто глубоко укоренившейся тревогой, страстным желанием быть в полной
безопасности?
Бом: Но это снова следствие фрагментации.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Если согласимся с тем, что мы фрагментированы, мы неизбежно
захотим быть полностью защищенными, пото-му что, будучи фрагментированными,
мы всегда в опасности .
Кришнамурти: Не тут ли кроется причина? Эта жажда, эта потребность, это
страстное желание быть в полной без-опасности во всех наших отношениях,
обладать уверен-ностью?
Несомненно, полная безопасность - только в пустоте!
Бом: Ошибочным является не требование безопасности, а фрагментация.
Фрагмент просто не может быть в безопас-ности.
Кришнамурти: Верно. Подобно тому, как каждая стра-на, стремясь быть в
безопасности, безопасности не имеет.
Бом: Но полная безопасность могла бы быть достигнута, если бы все
страны объединились. Видите ли, тот путь, который вы предлагаете, звучит
так, как если бы вы предла-гали жить в вечной неуверенности.
Кришнамурти: Нет, мы выразили это очень ясно.
Бом: Требование безопасности разумно, но мы пошли в неверном
направлении. Как можем мы объяснить, что любовь универсальна, не личностна,
человеку, вся жизнь которого проходит в тесной колее личного достижения? Не
должен ли он, прежде всего, поставить под вопрос свою ограниченную,
'уникальную' личность?
Кришнамурти: Люди ставят этот вопрос; они видят логику в нашем
обсуждении, но странным образом, даже очень серьезные в этих делах люди
полноту жизни стараются обрести через голодание, через испытания, -- всякого
рода путями, вы это знаете. Но ведь через мучения невозможно постичь или
воспринять целостность бытия. Итак, что же нам делать? Скажем, у меня есть
брат, который отказывается все это понять. А так как я очень его люблю, то
хочу, чтобы он отошел от фрагментации. И я стараюсь его убедить с помощью
слов и без слов, жестом или взглядом, но это все еще внешний путь. И может
быть именно по этой причине он сопротивля-ется. Способен ли я показать моему
брату, что это пламя можно в нем пробудить? Это означает, что он должен
слушать меня, но слушать мой брат отказывается.
Бом: Существуют, видимо, такие действия, которые не могут быть
выполнены. Если человек захвачен определенной идеей, такой как фрагментация,
то он не может ее устранить, потому что за этой идеей встает множество
других.
Кришнамурти: Согласен.
Бом: У него есть мысли, о которых он даже не догады-вается. Он
действительно не свободен принять такое дейст-вие, так как вся структура его
мышления удерживает его.
Кришнамурти: Как тогда могу