их рассуждение ограниченно.
Бом: Да, и это тот тип ограниченности, который...
Кришнамурти: ... весьма разрушителен.
Бом: Итак, можем ли мы сделать это более ясным? Видите ли, я могу
сказать: 'Согласен, мое мышление ограни-ченно, но это вовсе не так уж
важно'. Почему это важно?
Кришнамурти: Это довольно просто: потому что каково бы ни было
действие, задуманное ограниченной мыслью, оно с неизбежностью должно
порождать конфликт.
Бом: Да.
Кришнамурти: Подобно разделению человечества по религиозному или
национальному признаку и т.д., которое принесло миру неисчислимые бедствия.
Бом: Да, теперь давайте увяжем это с ограниченностью мысли. Мое знание
ограниченно; как это приводит меня к тому, чтобы разделять мир?
Кришнамурти: Разве мы не ищем безопасности?
Бом: Да.
Кришнамурти: И нам всегда казалось, что безопасность - в семье, в
племени, в национализме. Таким образом, мы приходим к идее, что в разделении
есть безопасность.
Бом: Да. Теперь это становится понятным. Возьмем, к примеру, племя:
человек может чувствовать себя незащи-щенным, и он говорит: 'В племени я
нахожусь под защитой'. Таково умозаключение. И мне может казаться, что я
знаю достаточно, чтобы быть в этом уверенным, - но это не так. Происходят
другие события, о которых я не подозревал и из-за которых я оказываюсь
весьма незащищенным. Приходят другие племена.
Кришнамурти: Нет, нет! Само разделение создает неза-щищенность.
Бом: Да, оно ей способствует, но я пытаюсь говорить, что недостаточно
знаю, чтобы разобраться в этом. Я не вижу этого.
Кришнамурти: Но человек этого не видит потому, что он ни в чем не может
разобраться, если не воспринимает мир как целое.
Бом: Мысль, устремленная к безопасности, все сущес-твенное старается не
упускать. Как только она узнает нечто важное, она говорит: 'Это принесет
безопасность'. Но сущес-твует множество вещей, которых она по-прежнему не
знает, и человек таков потому, что сама его мысль является разде-ляющей.
Кришнамурти: Да. Она ограниченна в самой себе. Все, что ограниченно,
должно неизбежно создавать конфликт. Когда я говорю, что я индивид, - это
ограничивает.
Бом: Да.
Кришнамурти: Я озабочен собой, и это очень ограничи-вает.
Бом: Нам нужно, чтобы это было понятно. Когда я говорю, что это стол,
то, хотя в этом есть ограничение, сказанное не вызывает никакого конфликта.
Кришнамурти: Да, тут нет никакого конфликта.
Бом: Но когда я говорю 'Это 'я'', то возникает кон-фликт.
Кришнамурти: 'Я' - это разделяющая сущность.
Бом: Давайте увидим более ясно, почему.
Кришнамурти: Потому что оно себя отделяет; оно озабо-чено собой. 'Я',
отождествляющее себя с великой нацией, по-прежнему остается разделяющим.
Бом: В интересах безопасности я ограничиваю свои отношения отношением
враждебности к тому, чем являетесь вы, и защищаюсь. А это создает разделение
между мною и вами.
Кришнамурти: Нами и ими и т.д.
Бом: Это происходит от ограниченности моего мышле-ния, потому что я не
понимаю, насколько в действительности мы близки и родственны друг другу.
Кришнамурти: Мы - люди, а все люди имеют более или менее одинаковые
проблемы.
Бом: А я этого не понимаю. Мое знание ограниченно; я думаю, что можно
делать между нами различие и защищать нас, меня, а не других.
Кришнамурти: Да, верно.
Бом: Но самим проявлением такого подхода я создаю нестабильность.
Кришнамурти: Совершенно верно. Создаю незащищен-ность. И если мы, не
просто интеллектуально или на уровне слов, но действительно ощущаем себя
всем остальным чело-вечеством, то наша ответственность в огромной степени
возрастает.
Бом: А как можете вы эту ответственность проявить?
Кришнамурти: Передо мной альтернатива: либо я содей-ствую всеобщему
беспорядку, либо я вне его.
Бом: Мы затронули, я полагаю, важную тему. Мы считаем всю массу людей,
все человечество единым целым, и по этой причине создавать разделение...
Кришнамурти: ... опасно.
Бом: Да. Хотя проводить различие между мною и этим столом не
представляет никакой опасности, потому что единым целым мы в некотором
смысле не являемся.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Иначе говоря, лишь в самом широком смысле мы есть одно.
Кришнамурти: Почему?
Бом: Давайте в это углубимся. Это -- ключевой