Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

их рассуждение ограниченно.

Бом: Да, и это тот тип ограниченности, который...

Кришнамурти: ... весьма разрушителен.

Бом: Итак, можем ли мы сделать это более ясным? Видите ли, я могу

сказать: 'Согласен, мое мышление ограни-ченно, но это вовсе не так уж

важно'. Почему это важно?

Кришнамурти: Это довольно просто: потому что каково бы ни было

действие, задуманное ограниченной мыслью, оно с неизбежностью должно

порождать конфликт.

Бом: Да.

Кришнамурти: Подобно разделению человечества по религиозному или

национальному признаку и т.д., которое принесло миру неисчислимые бедствия.

Бом: Да, теперь давайте увяжем это с ограниченностью мысли. Мое знание

ограниченно; как это приводит меня к тому, чтобы разделять мир?

Кришнамурти: Разве мы не ищем безопасности?

Бом: Да.

Кришнамурти: И нам всегда казалось, что безопасность - в семье, в

племени, в национализме. Таким образом, мы приходим к идее, что в разделении

есть безопасность.

Бом: Да. Теперь это становится понятным. Возьмем, к примеру, племя:

человек может чувствовать себя незащи-щенным, и он говорит: 'В племени я

нахожусь под защитой'. Таково умозаключение. И мне может казаться, что я

знаю достаточно, чтобы быть в этом уверенным, - но это не так. Происходят

другие события, о которых я не подозревал и из-за которых я оказываюсь

весьма незащищенным. Приходят другие племена.

Кришнамурти: Нет, нет! Само разделение создает неза-щищенность.

Бом: Да, оно ей способствует, но я пытаюсь говорить, что недостаточно

знаю, чтобы разобраться в этом. Я не вижу этого.

Кришнамурти: Но человек этого не видит потому, что он ни в чем не может

разобраться, если не воспринимает мир как целое.

Бом: Мысль, устремленная к безопасности, все сущес-твенное старается не

упускать. Как только она узнает нечто важное, она говорит: 'Это принесет

безопасность'. Но сущес-твует множество вещей, которых она по-прежнему не

знает, и человек таков потому, что сама его мысль является разде-ляющей.

Кришнамурти: Да. Она ограниченна в самой себе. Все, что ограниченно,

должно неизбежно создавать конфликт. Когда я говорю, что я индивид, - это

ограничивает.

Бом: Да.

Кришнамурти: Я озабочен собой, и это очень ограничи-вает.

Бом: Нам нужно, чтобы это было понятно. Когда я говорю, что это стол,

то, хотя в этом есть ограничение, сказанное не вызывает никакого конфликта.

Кришнамурти: Да, тут нет никакого конфликта.

Бом: Но когда я говорю 'Это 'я'', то возникает кон-фликт.

Кришнамурти: 'Я' - это разделяющая сущность.

Бом: Давайте увидим более ясно, почему.

Кришнамурти: Потому что оно себя отделяет; оно озабо-чено собой. 'Я',

отождествляющее себя с великой нацией, по-прежнему остается разделяющим.

Бом: В интересах безопасности я ограничиваю свои отношения отношением

враждебности к тому, чем являетесь вы, и защищаюсь. А это создает разделение

между мною и вами.

Кришнамурти: Нами и ими и т.д.

Бом: Это происходит от ограниченности моего мышле-ния, потому что я не

понимаю, насколько в действительности мы близки и родственны друг другу.

Кришнамурти: Мы - люди, а все люди имеют более или менее одинаковые

проблемы.

Бом: А я этого не понимаю. Мое знание ограниченно; я думаю, что можно

делать между нами различие и защищать нас, меня, а не других.

Кришнамурти: Да, верно.

Бом: Но самим проявлением такого подхода я создаю нестабильность.

Кришнамурти: Совершенно верно. Создаю незащищен-ность. И если мы, не

просто интеллектуально или на уровне слов, но действительно ощущаем себя

всем остальным чело-вечеством, то наша ответственность в огромной степени

возрастает.

Бом: А как можете вы эту ответственность проявить?

Кришнамурти: Передо мной альтернатива: либо я содей-ствую всеобщему

беспорядку, либо я вне его.

Бом: Мы затронули, я полагаю, важную тему. Мы считаем всю массу людей,

все человечество единым целым, и по этой причине создавать разделение...

Кришнамурти: ... опасно.

Бом: Да. Хотя проводить различие между мною и этим столом не

представляет никакой опасности, потому что единым целым мы в некотором

смысле не являемся.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: Иначе говоря, лишь в самом широком смысле мы есть одно.

Кришнамурти: Почему?

Бом: Давайте в это углубимся. Это -- ключевой