вопрос. Существует так
много разделений, не только между народами и религиями, но и между
отдельными людьми.
Кришнамурти: Почему существуют эти разделения?
Бом: Есть такое мнение, по крайней мере, в наше время, что каждый
человек представляет собой отдельную личность. В прошлом это могло быть не
так четко выражено.
Кришнамурти: Вот в этом я сомневаюсь. Я сомневаюсь вообще в том, что мы
являемся личностями.
Бом: Это большой вопрос.
Кришнамурти: Конечно. Мы только что сказали, что сознание, которое имею
я, подобно сознанию остального человечества. Все люди страдают, все
испытывают страх, чувство незащищенности; все они имеют своих богов и свои
ритуалы, всех их объединяет мышление.
Бом: Я думаю, тут два вопроса. Один заключается в том, что не каждый
человек чувствует себя таким же, как другие. Многие люди признают за собой
какую-то особую исключительность...
Кришнамурти: Что вы разумеете под 'особой исключи-тельностью'?
Способность что-то совершить?
Бом: Тут возможно много значений. Например, один народ может быть
уверен, что он более способный, чем другой; один человек достиг чего-то
особенного, обладает какими-то исключительными качествами.
Кришнамурти: Разумеется. А кто-нибудь другой еще лучше в том или этом.
Бом: Он может гордиться своими особыми способностя-ми или
преимуществами.
Кришнамурти: Но если отвлечься от этого, то в основе своей мы
одинаковы.
Бом: Вы имеете в виду те признаки, которые вы опреде-лили как...
Кришнамурти: ... внешние.
Бом: Да. Ну, а что же является основным?
Кришнамурти: Страх, печаль, страдание, тревога, оди-ночество и
тягостный человеческий труд.
Бом: Но многие люди могут думать, что основное - это высочайшие
достижения человека. Они могут гордиться человеческими достижениями в сфере
науки, искусства, культуры и техники.
Кришнамурти: Мы, конечно, имеем тут большие дости-жения. В области
техники, средств связи, транспорта, в медицине, хирургии мы добились
потрясающих результатов.
Бом: Да, они действительно замечательны во многих областях.
Кришнамурти: Вне сомнения. Но чего достигли мы в области психологии?
Бом: Ни одно из этих достижений не касается психоло-гии.
Кришнамурти: Да, верно.
Бом: А вопрос психологии гораздо более важен, чем любой другой, потому
что при отсутствии ясности в этой области достижения в других областях
оказываются опасны-ми.
Кришнамурти: Да. Если мы в психологическом отноше-нии ограниченны, то
все, что бы мы ни делали, -- будет ограниченным, и сама техника будет тогда
применяться нашим ограниченным ...
Бом: ... да, ею тогда распорядится эта ограниченная психика, а не
разумная техническая структура. И техника тогда фактически становится
опасным средством. Таким образом, психика - основа всего, и когда она не в
порядке, все остальное бесполезно. Это один вопрос. Но тут, хотя мы и
говорим о серьезных нарушениях в обычной нашей психике, у нас все же имеются
некоторые возможности. Второй вопрос состоит в следующем: действительно ли
все мы - одно? Если даже мы все похожи, это совсем не означает, что мы одно
и то же, что все мы - одно.
Кришнамурти: Мы сказали, что в основе своей наше сознание имеет один и
тот же источник.
Бом: Да, но из того факта, что люди телом похожи, отнюдь не следует,
что все они - одно.
Кришнамурти: Нет, конечно. Ваше тело отличается от моего.
Бом: Да, мы находимся в разных местах, мы -- различные существа и так
далее. Но, думаю, вы имеете в виду, что сознание не есть сущность, которой
является индивид....
Кришнамурти: Именно так.
Бом: Тело - это сущность, и оно обладает определенной
индивидуальностью.
Кришнамурти: Все это как будто понятно. Ваше тело отличается от моего.
Мое имя отличается от вашего.
Бом: Да, мы отличаемся. Хотя состоим из одинакового материала, мы
отличаемся. Мы не могли бы поменяться, так как белки одного тела могут
оказаться несовместимыми с белками другого. Многие теперь ощущают то же и в
отношении ума, эмоционального склада, говоря о психологической совместимости
или несовместимости между людьми.
Кришнамурти: Но в действительности, если углубиться в этот вопрос, то
сознание едино, оно разделяется всеми людьми.
Бом: Итак, ощущение,