что сознание индивидуально и что оно сообщается...
Кришнамурти: Это, я думаю, иллюзия, мы упорно придерживаемся того, что
неистинно.
Бом: Вы хотите сказать, что существует единое сознание человечества?
Кришнамурти: Все сознание едино.
Бом: Это важно, потому что вопрос о том, множественно оно или едино -
это ключевой вопрос.
Кришнамурти: Да.
Бом: Оно могло быть множественным, но затем, сообща-ясь, постепенно
формировалось в более крупное целое. Или же вы считаете, что оно изначально
было единым?
Кришнамурти: Изначально оно едино.
Бом: А ощущение отдельности - это иллюзия?
Кришнамурти: Такой вопрос, мне кажется, возникает вновь и вновь. Он
представляется таким логичным, разум-ным. Обратное же выглядит абсурдным.
Бом: Но люди не ощущают, по крайней мере, непосред-ственно, что идея
обособленного существования абсурдна, потому что то, что относится к телу,
человек распространяет на ум. Он считает вполне разумным рассуждать так, что
мое тело обособлено от вашего, а мой ум заключен в моем теле. Таким образом,
вы утверждаете, что разум не находится внутри тела?
Кришнамурти: Это совершенно особый вопрос. Давайте сначала покончим с
одним. Каждый из нас думает, что мы являемся обособленными индивидами в
психическом отно-шении. ... И мы создали в мире невероятную путаницу.
Бом: Если мы считаем себя обособленными в то время как это не так, то,
понятно, получается невообразимая путаница.
Кришнамурти: Это и происходит. Каждый считает, что он может делать, что
хочет, должен реализовать свои способ-ности. Он активно стремится достичь
мира и безопасности, но, будучи обособленным, он на самом деле полностью
отрицает и безопасность, и мир.
Бом: Причина того, что безопасность и мир оказались отвергнутыми,
заключена в том, что обособленности не существует. Если бы обособленность
реально существовала, то подобные действия были бы разумными. Но поскольку
мы стремимся разделять то, что неделимо, мы в результате получаем хаос.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Теперь это понятно, но для многих, думаю, далеко еще не очевидно,
что сознание человечества -- неделимое целое.
Кришнамурти: Да, неделимое целое.
Бом: При рассмотрении этого утверждения возникает много вопросов. Не
знаю, сможем ли мы достаточно в это углубиться. Вот один вопрос: почему мы
считаем себя обособ-ленными?
Кришнамурти: Почему я думаю, что я обособлен? Такова моя
обусловленность.
Бом: Да, но как мы могли когда-то принять такую нелепую
обусловленность?
Кришнамурти: Это с детства - мое, моя игрушка, а не ваша.
Бом: Но самое первое ощущение 'это мое' происходит от того, что я
воспринимаю себя обособленным. Непонятно, как ум, который был единым, пришел
к этой иллюзии, разорвав-шей его на множество кусков.
Кришнамурти: Думаю, что это опять-таки деятельность мысли. Мысль по
самой своей природе разделяет, фрагментирует, и, следовательно, я -
фрагмент.
Бом: Мысль вызывает ощущение отдельных фрагмен-тов. Можно, например,
наблюдать, что мы в какой-то момент осознали себя как нацию, отдельную от
других наций, и всякого рода выводы, которые из этого следуют, создают всю
проблему, имеющую лишь видимость независимой реальнос-ти. У нас свой язык,
свой флаг, и мы установили границы. А через какое-то время мы сталкиваемся
со столь многими фактами обособления, что забываем, с чего вообще это
началось, и тогда говорим, что так было всегда, и что мы просто продолжаем
идти тем путем, которым шли всегда.
Кришнамурти: Разумеется. И поэтому я считаю, что если мы умом
когда-нибудь сможем постичь природу и структуру мысли, постичь то, как мысль
действует, каков ее источник, и что она, следовательно, всегда ограниченна
-- если мы по-настоящему поймем это, то...
Бом: А что является источником мысли? Память?
Кришнамурти: Память. Воспоминания о событиях про-шлого, являющиеся
знанием, а знание - это результат опыта, опыт же всегда ограничен.
Бом: Мысль предполагает также попытку, опираясь на логику, двигаться
вперед, понимая под этим открытия, прозрения.
Кришнамурти: Как мы недавно говорили, мысль есть время.
Бом: Верно. Мысль есть время. Это также нуждается в рассмотрении,
потому что первая реакция, которая возника-ет, - возражение, что время
существует изначально, а мыш-ление