Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

что сознание индивидуально и что оно сообщается...

Кришнамурти: Это, я думаю, иллюзия, мы упорно придерживаемся того, что

неистинно.

Бом: Вы хотите сказать, что существует единое сознание человечества?

Кришнамурти: Все сознание едино.

Бом: Это важно, потому что вопрос о том, множественно оно или едино -

это ключевой вопрос.

Кришнамурти: Да.

Бом: Оно могло быть множественным, но затем, сообща-ясь, постепенно

формировалось в более крупное целое. Или же вы считаете, что оно изначально

было единым?

Кришнамурти: Изначально оно едино.

Бом: А ощущение отдельности - это иллюзия?

Кришнамурти: Такой вопрос, мне кажется, возникает вновь и вновь. Он

представляется таким логичным, разум-ным. Обратное же выглядит абсурдным.

Бом: Но люди не ощущают, по крайней мере, непосред-ственно, что идея

обособленного существования абсурдна, потому что то, что относится к телу,

человек распространяет на ум. Он считает вполне разумным рассуждать так, что

мое тело обособлено от вашего, а мой ум заключен в моем теле. Таким образом,

вы утверждаете, что разум не находится внутри тела?

Кришнамурти: Это совершенно особый вопрос. Давайте сначала покончим с

одним. Каждый из нас думает, что мы являемся обособленными индивидами в

психическом отно-шении. ... И мы создали в мире невероятную путаницу.

Бом: Если мы считаем себя обособленными в то время как это не так, то,

понятно, получается невообразимая путаница.

Кришнамурти: Это и происходит. Каждый считает, что он может делать, что

хочет, должен реализовать свои способ-ности. Он активно стремится достичь

мира и безопасности, но, будучи обособленным, он на самом деле полностью

отрицает и безопасность, и мир.

Бом: Причина того, что безопасность и мир оказались отвергнутыми,

заключена в том, что обособленности не существует. Если бы обособленность

реально существовала, то подобные действия были бы разумными. Но поскольку

мы стремимся разделять то, что неделимо, мы в результате получаем хаос.

Кришнамурти: Верно.

Бом: Теперь это понятно, но для многих, думаю, далеко еще не очевидно,

что сознание человечества -- неделимое целое.

Кришнамурти: Да, неделимое целое.

Бом: При рассмотрении этого утверждения возникает много вопросов. Не

знаю, сможем ли мы достаточно в это углубиться. Вот один вопрос: почему мы

считаем себя обособ-ленными?

Кришнамурти: Почему я думаю, что я обособлен? Такова моя

обусловленность.

Бом: Да, но как мы могли когда-то принять такую нелепую

обусловленность?

Кришнамурти: Это с детства - мое, моя игрушка, а не ваша.

Бом: Но самое первое ощущение 'это мое' происходит от того, что я

воспринимаю себя обособленным. Непонятно, как ум, который был единым, пришел

к этой иллюзии, разорвав-шей его на множество кусков.

Кришнамурти: Думаю, что это опять-таки деятельность мысли. Мысль по

самой своей природе разделяет, фрагментирует, и, следовательно, я -

фрагмент.

Бом: Мысль вызывает ощущение отдельных фрагмен-тов. Можно, например,

наблюдать, что мы в какой-то момент осознали себя как нацию, отдельную от

других наций, и всякого рода выводы, которые из этого следуют, создают всю

проблему, имеющую лишь видимость независимой реальнос-ти. У нас свой язык,

свой флаг, и мы установили границы. А через какое-то время мы сталкиваемся

со столь многими фактами обособления, что забываем, с чего вообще это

началось, и тогда говорим, что так было всегда, и что мы просто продолжаем

идти тем путем, которым шли всегда.

Кришнамурти: Разумеется. И поэтому я считаю, что если мы умом

когда-нибудь сможем постичь природу и структуру мысли, постичь то, как мысль

действует, каков ее источник, и что она, следовательно, всегда ограниченна

-- если мы по-настоящему поймем это, то...

Бом: А что является источником мысли? Память?

Кришнамурти: Память. Воспоминания о событиях про-шлого, являющиеся

знанием, а знание - это результат опыта, опыт же всегда ограничен.

Бом: Мысль предполагает также попытку, опираясь на логику, двигаться

вперед, понимая под этим открытия, прозрения.

Кришнамурти: Как мы недавно говорили, мысль есть время.

Бом: Верно. Мысль есть время. Это также нуждается в рассмотрении,

потому что первая реакция, которая возника-ет, - возражение, что время

существует изначально, а мыш-ление