требует
какого-то мастерства?
Кришнамурти: Да.
Бом: Собирается ли он делать это без умения?
Кришнамурти: Я предпочел бы более осторожно пользо-ваться словом
'умение'.
Бом; Да, понимаю, слово 'умение' могло бы иметь дурной смысл - быть
очень ловким в добывании денег.
Кришнамурти: Этот человек не алчный, он не думает только о деньгах, не
копит на будущее, у него нет никаких гарантий. Но он должен жить. Когда мы
употребляем слово 'умение' применительно к тому, чтобы вести машину...
Бом: ... или быть плотником... Если бы все эти виды мастерства исчезли,
то жизнь стала бы невозможна.
Кришнамурти: Это было бы крахом всей структуры. Но разве мы считаем,
что такое умение должно быть отвергнуто?
Бом: Это невозможно было бы допустить.
Кришнамурти: Нет, конечно. Это было бы слишком глупо.
Бом: Но тогда люди без специальности становятся очень умелыми, чтобы
добывать деньги от других людей !
Собеседник: Не означало бы это противоречия между жизнью и мастерством,
умением и трудом, жизнью и зарабатыванием жизненных средств?
Кришнамурти: Именно так! Я нуждаюсь в пище. Нуж-даюсь в одежде, мне
нужен кров.
Собеседник: Но должно ли тут быть противоречие? Нынешнее общество так
устроено, что в нем имеет место противоречие между жизнью и трудом.
Кришнамурти: Мы с этим покончили. Человек, о кото-ром мы говорим, со
всем этим покончил и вернулся в мир, к людям: 'Вот я'. Каково его отношение
к обществу, и что он должен делать? Имеет он какие-то отношения с обществом?
Бом: Конечно, не в глубоком, фундаментальном смысле, хотя внешние
отношения с обществом у него должны быть.
Кришнамурти: Хорошо. Внешняя связь с миром.
Бом: Он должен подчиняться законам, должен соблю-дать правила движения,
дорожные знаки.
Кришнамурти: Непременно. Но я хочу выяснить, что должен он делать?
Писать? Говорить? Это предполагает умение.
Бом: В такого рода умении нет, конечно, никакого вреда?
Кришнамурти: Я просто спрашиваю.
Бом: Как и в других видах мастерства, в таких, как плотничное дело.
Кришнамурти: Да, в мастерстве такого рода. Но что он должен делать?
Думаю, мы могли бы представить себе качество ума человека, который покончил
со всем этим, от начала и до конца, со всем, о чем мы говорили в наших
недавних беседах; ум этого человека совершенно иной, но он все же в этом
мире. Как воспринимает он этот мир? Говоря условным языком, вы уже достигли
и вернулись назад, а я -- обыкновенный человек, который живет в этом мире.
Каково ваше отношение ко мне? Очевидно, отношения никакого нет, потому что я
живу в мире тьмы, а вы - нет. Ваше отношение будет возможно лишь тогда,
когда я выйду из тьмы, когда с тьмой будет покончено.
Бом: Да.
Кришнамурти: Тогда возможно только одно: между нами нет отношений. Но в
этом случае между вами и мной существует противоречие: я гляжу на вас
глазами, привы-кшими к тьме и к разделению, а вы -- нет. И все же вы должны
иметь какой-то контакт, какое-то соприкосновение со мной. Вы должны иметь со
мной какое-то, хотя бы внешнее, хотя бы незначительное отношение. Это
отношение сострадания, отличающегося от того, что понимаю под состраданием я
- не так ли? Из своей тьмы я не могу судить о том, что значит сострадание.
Верно?
Бом: Да, выходит так.
Кришнамурти: Мне совершенно неведомы ваша любовь, ваше сострадание, я
знаю лишь свою любовь и свое сострада-ние. И каково в таком случае мое
отношение к вам?
Бом: О ком мы сейчас говорим? Мне неясно, кого мы обсуждаем.
Кришнамурти: Вы или 'X' уже прошли свой путь, со всем покончили и
вернулись назад.
Бом: Тогда почему 'У' этого не сделал?
Кришнамурти: 'У' этого не сделал. 'У' спрашивает: Кто вы? Вы так
отличаетесь. Ваше видение жизни совершенно другое'. И каково будет отношение
'У' к 'X'? Вот вопрос. Не как 'X' будет относиться к 'У'. Не знаю, ясно ли я
это выражаю.
Бом: Да, понимаю. Каково отношение 'У' к 'X'?
Кришнамурти: До сих пор наш вопрос касался отноше-ния 'X' к 'У', но, я
думаю/мы неверно ставили вопрос. Каково будет отношение 'У' к 'X'? Я думаю,
обычно бывает так, что 'У' или превращает 'X' в объект поклонения, или его
убивает, или же вообще не замечает. Верно?
Бом: Да.
Кришнамурти: Если 'X' становится объектом поклоне-ния, то все очень
просто. У него тогда в мире есть благодетели.