Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

требует

какого-то мастерства?

Кришнамурти: Да.

Бом: Собирается ли он делать это без умения?

Кришнамурти: Я предпочел бы более осторожно пользо-ваться словом

'умение'.

Бом; Да, понимаю, слово 'умение' могло бы иметь дурной смысл - быть

очень ловким в добывании денег.

Кришнамурти: Этот человек не алчный, он не думает только о деньгах, не

копит на будущее, у него нет никаких гарантий. Но он должен жить. Когда мы

употребляем слово 'умение' применительно к тому, чтобы вести машину...

Бом: ... или быть плотником... Если бы все эти виды мастерства исчезли,

то жизнь стала бы невозможна.

Кришнамурти: Это было бы крахом всей структуры. Но разве мы считаем,

что такое умение должно быть отвергнуто?

Бом: Это невозможно было бы допустить.

Кришнамурти: Нет, конечно. Это было бы слишком глупо.

Бом: Но тогда люди без специальности становятся очень умелыми, чтобы

добывать деньги от других людей !

Собеседник: Не означало бы это противоречия между жизнью и мастерством,

умением и трудом, жизнью и зарабатыванием жизненных средств?

Кришнамурти: Именно так! Я нуждаюсь в пище. Нуж-даюсь в одежде, мне

нужен кров.

Собеседник: Но должно ли тут быть противоречие? Нынешнее общество так

устроено, что в нем имеет место противоречие между жизнью и трудом.

Кришнамурти: Мы с этим покончили. Человек, о кото-ром мы говорим, со

всем этим покончил и вернулся в мир, к людям: 'Вот я'. Каково его отношение

к обществу, и что он должен делать? Имеет он какие-то отношения с обществом?

Бом: Конечно, не в глубоком, фундаментальном смысле, хотя внешние

отношения с обществом у него должны быть.

Кришнамурти: Хорошо. Внешняя связь с миром.

Бом: Он должен подчиняться законам, должен соблю-дать правила движения,

дорожные знаки.

Кришнамурти: Непременно. Но я хочу выяснить, что должен он делать?

Писать? Говорить? Это предполагает умение.

Бом: В такого рода умении нет, конечно, никакого вреда?

Кришнамурти: Я просто спрашиваю.

Бом: Как и в других видах мастерства, в таких, как плотничное дело.

Кришнамурти: Да, в мастерстве такого рода. Но что он должен делать?

Думаю, мы могли бы представить себе качество ума человека, который покончил

со всем этим, от начала и до конца, со всем, о чем мы говорили в наших

недавних беседах; ум этого человека совершенно иной, но он все же в этом

мире. Как воспринимает он этот мир? Говоря условным языком, вы уже достигли

и вернулись назад, а я -- обыкновенный человек, который живет в этом мире.

Каково ваше отношение ко мне? Очевидно, отношения никакого нет, потому что я

живу в мире тьмы, а вы - нет. Ваше отношение будет возможно лишь тогда,

когда я выйду из тьмы, когда с тьмой будет покончено.

Бом: Да.

Кришнамурти: Тогда возможно только одно: между нами нет отношений. Но в

этом случае между вами и мной существует противоречие: я гляжу на вас

глазами, привы-кшими к тьме и к разделению, а вы -- нет. И все же вы должны

иметь какой-то контакт, какое-то соприкосновение со мной. Вы должны иметь со

мной какое-то, хотя бы внешнее, хотя бы незначительное отношение. Это

отношение сострадания, отличающегося от того, что понимаю под состраданием я

- не так ли? Из своей тьмы я не могу судить о том, что значит сострадание.

Верно?

Бом: Да, выходит так.

Кришнамурти: Мне совершенно неведомы ваша любовь, ваше сострадание, я

знаю лишь свою любовь и свое сострада-ние. И каково в таком случае мое

отношение к вам?

Бом: О ком мы сейчас говорим? Мне неясно, кого мы обсуждаем.

Кришнамурти: Вы или 'X' уже прошли свой путь, со всем покончили и

вернулись назад.

Бом: Тогда почему 'У' этого не сделал?

Кришнамурти: 'У' этого не сделал. 'У' спрашивает: Кто вы? Вы так

отличаетесь. Ваше видение жизни совершенно другое'. И каково будет отношение

'У' к 'X'? Вот вопрос. Не как 'X' будет относиться к 'У'. Не знаю, ясно ли я

это выражаю.

Бом: Да, понимаю. Каково отношение 'У' к 'X'?

Кришнамурти: До сих пор наш вопрос касался отноше-ния 'X' к 'У', но, я

думаю/мы неверно ставили вопрос. Каково будет отношение 'У' к 'X'? Я думаю,

обычно бывает так, что 'У' или превращает 'X' в объект поклонения, или его

убивает, или же вообще не замечает. Верно?

Бом: Да.

Кришнамурти: Если 'X' становится объектом поклоне-ния, то все очень

просто. У него тогда в мире есть благодетели.