мысль создает всякого рода разделение,
создает того, кто управляет, и множество про-блем, а также разделяет время
на прошлое, настоящее и будущее, - все это можно было бы легко понять. Но из
этого непосредственно не следует, что мысль есть время.
Кришнамурти: Послушайте, мы сказали, что время есть движение.
Бом: Да.
Кришнамурти: Мысль - это также движение. Таким образом, оба они, мысль
и время представляют собой движе-ние.
Бом: Мысль - это движение, мы полагаем, нервной системы и ...
Кришнамурти: Это движение становления. Я имею в виду становление в
психологическом аспекте.
Бом: В психологическом аспекте. Но всякий раз, когда вы мыслите,
происходит какое-то движение в крови, в нервной системе и так далее. Когда
вы говорите о психологическом движении, подразумеваете ли вы просто
изменение содержания?
Кришнамурти: Изменение содержания?
Бом: Что такое движение? Что движется?
Кришнамурти: Послушайте. Я есть это, и пытаюсь стать чем-то еще,
психологически.
Бом: Так вот не происходит ли это движение в самом содержании вашей
мысли?
Кришнамурти: Да.
Бом: Если вы говорите 'Я - это, и я пытаюсь стать тем', то я - в
движении. По крайней мере, я чувствую, что нахожусь в движении.
Кришнамурти: Скажем, например, что я - жадный. Жадность - это движение.
Бом: Какого рода движением она является?
Кришнамурти: Получить, что я хочу, получить больше. Это - движение.
Бом: Прекрасно.
Кришнамурти: А я нахожу, что это движение приносит страдание. И я
стараюсь не быть жадным.
Бом: Да.
Кришнамурти: Попытка не быть жадным есть движение времени, это -
становление.
Бом: Да, но даже сама жадность была становлением.
Кришнамурти: Разумеется. Итак, возможно ли не стано-виться,
психологически, -- не в этом ли по существу заклю-чается вопрос?
Бом: Кажется, совсем не требуется, чтобы вы были чем-то психологически.
Как только вы каким-то образом себя определили, с того момента...
Кришнамурти: Нет, подождите. Через одну-две минуты это станет ясно.
Бом: Я хочу сказать, что если я определяю себя как жадного, говорю, что
я жаден, что я то или это, мне, по-видимому, захочется стать чем-то еще, или
остаться тем, что я есть.
Кришнамурти: Так вот, не могу ли я остаться тем, что я есть? Остаться
не с идеалом не-жадности, а с жадностью? Жадность не отлична от меня;
жадность - это я.
Бом: Обычное мышление таково: вот я, и я могу быть жадным и нежадным.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Ибо это атрибуты, которые я могу иметь или не иметь.
Кришнамурти: Но атрибуты - это я.
Бом: Это снова идет вразрез с нашим языком и нашим опытом.
Кришнамурти: Все эти качества, эти атрибуты, доброде-тели, оценки,
выводы и мнения есть я.
Бом: Мне кажется, это то, что следовало бы немедленно осознать...
Кришнамурти: В этом весь вопрос. Осознать все это движение целиком и
мгновенно. Затем мы приходим к такому вопросу - он кажется немного странным,
но это не так, -- возможно ли осознавать без всякого движения памяти?
Осознавать нечто непосредственно, без слов, без реакций, без того, чтобы в
восприятие проникали воспоминания.
Бом: Это чрезвычайно важно, потому что память посто-янно включается в
восприятие. Напрашивается такой вопрос: Что могло бы удержать от
проникновения памяти в воспри-ятие?
Кришнамурти: Ничто не может от этого удержать. Но если мы видим
причину, понимаем разумность ограниченной деятельность памяти, то в самом
восприятии этой ограничен-ности мы уже вышли в иное измерение.
Бом: Мне кажется, что ограниченность памяти необхо-димо осознавать
полностью.
Кришнамурти: Да, а не какую-то часть.
Бом: Вы можете иметь общее представление о том, что память ограниченна.
Но существует много таких аспектов, где это не очевидно. Например, многие
наши реакции, в которых память может присутствовать незаметно, не
пережи-ваются нами как память. Предположим, я становлюсь: по опыту знаю о
своей жадности и испытываю стремление стать менее жадным. Я могу помнить,
что жаден, но думать, что 'я' - это тот единственный, кто помнит, что это не
происхо-дит каким-то иным путем, и совершенно не сознавать, что сама память
создала это 'я', -- верно?
Кришнамурти: На самом деле все это сводится к вопросу: может