Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

мысль создает всякого рода разделение,

создает того, кто управляет, и множество про-блем, а также разделяет время

на прошлое, настоящее и будущее, - все это можно было бы легко понять. Но из

этого непосредственно не следует, что мысль есть время.

Кришнамурти: Послушайте, мы сказали, что время есть движение.

Бом: Да.

Кришнамурти: Мысль - это также движение. Таким образом, оба они, мысль

и время представляют собой движе-ние.

Бом: Мысль - это движение, мы полагаем, нервной системы и ...

Кришнамурти: Это движение становления. Я имею в виду становление в

психологическом аспекте.

Бом: В психологическом аспекте. Но всякий раз, когда вы мыслите,

происходит какое-то движение в крови, в нервной системе и так далее. Когда

вы говорите о психологическом движении, подразумеваете ли вы просто

изменение содержания?

Кришнамурти: Изменение содержания?

Бом: Что такое движение? Что движется?

Кришнамурти: Послушайте. Я есть это, и пытаюсь стать чем-то еще,

психологически.

Бом: Так вот не происходит ли это движение в самом содержании вашей

мысли?

Кришнамурти: Да.

Бом: Если вы говорите 'Я - это, и я пытаюсь стать тем', то я - в

движении. По крайней мере, я чувствую, что нахожусь в движении.

Кришнамурти: Скажем, например, что я - жадный. Жадность - это движение.

Бом: Какого рода движением она является?

Кришнамурти: Получить, что я хочу, получить больше. Это - движение.

Бом: Прекрасно.

Кришнамурти: А я нахожу, что это движение приносит страдание. И я

стараюсь не быть жадным.

Бом: Да.

Кришнамурти: Попытка не быть жадным есть движение времени, это -

становление.

Бом: Да, но даже сама жадность была становлением.

Кришнамурти: Разумеется. Итак, возможно ли не стано-виться,

психологически, -- не в этом ли по существу заклю-чается вопрос?

Бом: Кажется, совсем не требуется, чтобы вы были чем-то психологически.

Как только вы каким-то образом себя определили, с того момента...

Кришнамурти: Нет, подождите. Через одну-две минуты это станет ясно.

Бом: Я хочу сказать, что если я определяю себя как жадного, говорю, что

я жаден, что я то или это, мне, по-видимому, захочется стать чем-то еще, или

остаться тем, что я есть.

Кришнамурти: Так вот, не могу ли я остаться тем, что я есть? Остаться

не с идеалом не-жадности, а с жадностью? Жадность не отлична от меня;

жадность - это я.

Бом: Обычное мышление таково: вот я, и я могу быть жадным и нежадным.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: Ибо это атрибуты, которые я могу иметь или не иметь.

Кришнамурти: Но атрибуты - это я.

Бом: Это снова идет вразрез с нашим языком и нашим опытом.

Кришнамурти: Все эти качества, эти атрибуты, доброде-тели, оценки,

выводы и мнения есть я.

Бом: Мне кажется, это то, что следовало бы немедленно осознать...

Кришнамурти: В этом весь вопрос. Осознать все это движение целиком и

мгновенно. Затем мы приходим к такому вопросу - он кажется немного странным,

но это не так, -- возможно ли осознавать без всякого движения памяти?

Осознавать нечто непосредственно, без слов, без реакций, без того, чтобы в

восприятие проникали воспоминания.

Бом: Это чрезвычайно важно, потому что память посто-янно включается в

восприятие. Напрашивается такой вопрос: Что могло бы удержать от

проникновения памяти в воспри-ятие?

Кришнамурти: Ничто не может от этого удержать. Но если мы видим

причину, понимаем разумность ограниченной деятельность памяти, то в самом

восприятии этой ограничен-ности мы уже вышли в иное измерение.

Бом: Мне кажется, что ограниченность памяти необхо-димо осознавать

полностью.

Кришнамурти: Да, а не какую-то часть.

Бом: Вы можете иметь общее представление о том, что память ограниченна.

Но существует много таких аспектов, где это не очевидно. Например, многие

наши реакции, в которых память может присутствовать незаметно, не

пережи-ваются нами как память. Предположим, я становлюсь: по опыту знаю о

своей жадности и испытываю стремление стать менее жадным. Я могу помнить,

что жаден, но думать, что 'я' - это тот единственный, кто помнит, что это не

происхо-дит каким-то иным путем, и совершенно не сознавать, что сама память

создала это 'я', -- верно?

Кришнамурти: На самом деле все это сводится к вопросу: может