Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

ли

человечество жить без конфликта? Оно в сущности приходит к этому. Можем ли

мы мирно жить на этой земле? Деятельность мысли никогда не принесет нам

мира.

Бом: Из сказанного, кажется, ясно, что деятельность мысли не может

принести мира; соответственно своей приро-де, она приносит конфликт.

Кришнамурти: Да, если бы мы однажды по-настоящему это поняли, вся наша

деятельность стала бы совершенно иной.

Бом: Но не можем ли мы тогда сказать, что существует какая-то

деятельность, которая не является деятельностью мысли, которая происходит

вне мысли?

Кришнамурти: Да.

Бом: И которая не только вне мысли, но и не требует с нею

взаимодействия? И она может продолжаться, когда мысль отсутствует?

Кришнамурти: В этом как раз состоит вопрос. Мы часто обсуждали,

существует ли нечто за пределами мысли. Не что-то святое, божественное - об

этом мы не говорим. Мы спрашиваем, существует ли какая-то деятельность,

которой не коснулась мысль? Мы утверждаем, что существует. И что такая

деятельность является высочайшей формой разумнос-ти.

Бом: Итак, мы ввели понятие разумности.

Кришнамурти: Знаю, я намеренно его ввел! Таким обра-зом, разумность -

это не деятельность хитрой мысли. Сущес-твует разумность укладки кабеля. ...

Бом: Согласен, разум может использовать мысль, как вы это часто

говорили. Это означает, что мысль может быть движением разума - не хотели ли

бы вы выразить это таким образом?

Кришнамурти: Да.

Бом: Или же она может быть движением памяти?

Кришнамурти: Именно так. Одно из двух: если это действие, рожденное

памятью, а память - ограниченна, следовательно, и мысль ограниченна, и ее

деятельность приносит тогда конфликт. ...

Бом: Я думаю, это следовало бы связать с тем, что люди говорят о

компьютерах. Каждый компьютер должен, в конеч-ном счете, зависеть от

некоторого рода памяти, которая в нем заложена, должен зависеть от

программы. А она должна быть ограниченной.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: Следовательно, когда мы действуем, исходя из памяти, мы не слишком

отличаемся от компьютера, или, пожалуй, наоборот: компьютер не слишком

отличается от нас.

Кришнамурти: Я хотел бы заметить, что индус запро-граммирован в том,

что он индус, и его программа насчиты-вает пять тысяч лет; или, в другой

стране, у нас люди запрограммированы как британцы, как католики или

протес-танты. Таким образом, все мы запрограммированы, и наши программы

имеют определенную длительность.

Бом: Но вы вводите понятие разумности, которая свобод-на от программ и

которая является, наверно, творческой.

Кришнамурти: Да. Разум не имеет ничего общего с памятью и знанием.

Бом: Он может проявляться в памяти и знании, но не имеет с ними ничего

общего. ...

Кришнамурти: Верно. Но как вы выясните, является ли разум чем-то

реальным, а не всего лишь воображением, романтической чепухой? Чтобы прийти

к разумности, следу-ет тщательно рассмотреть всю проблему страдания,

выяс-нить, имеет ли страдание конец. Ибо пока существуют страдание, страх и

погоня за наслаждением - невозможна любовь.

Бом: Тут возникает много вопросов. Страдание, наслаж-дение, страх,

гнев, насилие и алчность, все эти состояния -- ответ памяти.

Кришнамурти: Да.

Бом: Они не имеют никакого отношения к разумности.

Кришнамурти: Все они - часть мышления и памяти.

Бом: А до тех пор, пока они продолжают существовать, разумность,

очевидно, не может проявиться в мысли, или через мысль.

Кришнамурти: Правильно. Таким образом, необходима свобода от страдания.

Бом: Это поистине ключевая проблема.

Кришнамурти: Действительно, это очень серьезный и глубокий вопрос.

Возможно ли прекращение страдания, что означает прекращение моего 'я'?

Бом: Да, это может показаться скучным, но есть такое ощущение, что я в

этом присутствую, и я либо страдаю, либо не страдаю. Я либо чем-то

наслаждаюсь, либо страдаю. И когда вы говорите, что страдание возникает от

мысли, я думаю, что страдание и есть мысль.

Кришнамурти: Отождествление. Привязанность.

Бом: Итак, что представляет собой тот, кто страдает? Память может

приносить наслаждение; когда же она не способна этого сделать, то вызывает

чувство, противополож-ное наслаждению - боль и страдание.

Кришнамурти: Не только