человечество жить без конфликта? Оно в сущности приходит к этому. Можем ли
мы мирно жить на этой земле? Деятельность мысли никогда не принесет нам
мира.
Бом: Из сказанного, кажется, ясно, что деятельность мысли не может
принести мира; соответственно своей приро-де, она приносит конфликт.
Кришнамурти: Да, если бы мы однажды по-настоящему это поняли, вся наша
деятельность стала бы совершенно иной.
Бом: Но не можем ли мы тогда сказать, что существует какая-то
деятельность, которая не является деятельностью мысли, которая происходит
вне мысли?
Кришнамурти: Да.
Бом: И которая не только вне мысли, но и не требует с нею
взаимодействия? И она может продолжаться, когда мысль отсутствует?
Кришнамурти: В этом как раз состоит вопрос. Мы часто обсуждали,
существует ли нечто за пределами мысли. Не что-то святое, божественное - об
этом мы не говорим. Мы спрашиваем, существует ли какая-то деятельность,
которой не коснулась мысль? Мы утверждаем, что существует. И что такая
деятельность является высочайшей формой разумнос-ти.
Бом: Итак, мы ввели понятие разумности.
Кришнамурти: Знаю, я намеренно его ввел! Таким обра-зом, разумность -
это не деятельность хитрой мысли. Сущес-твует разумность укладки кабеля. ...
Бом: Согласен, разум может использовать мысль, как вы это часто
говорили. Это означает, что мысль может быть движением разума - не хотели ли
бы вы выразить это таким образом?
Кришнамурти: Да.
Бом: Или же она может быть движением памяти?
Кришнамурти: Именно так. Одно из двух: если это действие, рожденное
памятью, а память - ограниченна, следовательно, и мысль ограниченна, и ее
деятельность приносит тогда конфликт. ...
Бом: Я думаю, это следовало бы связать с тем, что люди говорят о
компьютерах. Каждый компьютер должен, в конеч-ном счете, зависеть от
некоторого рода памяти, которая в нем заложена, должен зависеть от
программы. А она должна быть ограниченной.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Следовательно, когда мы действуем, исходя из памяти, мы не слишком
отличаемся от компьютера, или, пожалуй, наоборот: компьютер не слишком
отличается от нас.
Кришнамурти: Я хотел бы заметить, что индус запро-граммирован в том,
что он индус, и его программа насчиты-вает пять тысяч лет; или, в другой
стране, у нас люди запрограммированы как британцы, как католики или
протес-танты. Таким образом, все мы запрограммированы, и наши программы
имеют определенную длительность.
Бом: Но вы вводите понятие разумности, которая свобод-на от программ и
которая является, наверно, творческой.
Кришнамурти: Да. Разум не имеет ничего общего с памятью и знанием.
Бом: Он может проявляться в памяти и знании, но не имеет с ними ничего
общего. ...
Кришнамурти: Верно. Но как вы выясните, является ли разум чем-то
реальным, а не всего лишь воображением, романтической чепухой? Чтобы прийти
к разумности, следу-ет тщательно рассмотреть всю проблему страдания,
выяс-нить, имеет ли страдание конец. Ибо пока существуют страдание, страх и
погоня за наслаждением - невозможна любовь.
Бом: Тут возникает много вопросов. Страдание, наслаж-дение, страх,
гнев, насилие и алчность, все эти состояния -- ответ памяти.
Кришнамурти: Да.
Бом: Они не имеют никакого отношения к разумности.
Кришнамурти: Все они - часть мышления и памяти.
Бом: А до тех пор, пока они продолжают существовать, разумность,
очевидно, не может проявиться в мысли, или через мысль.
Кришнамурти: Правильно. Таким образом, необходима свобода от страдания.
Бом: Это поистине ключевая проблема.
Кришнамурти: Действительно, это очень серьезный и глубокий вопрос.
Возможно ли прекращение страдания, что означает прекращение моего 'я'?
Бом: Да, это может показаться скучным, но есть такое ощущение, что я в
этом присутствую, и я либо страдаю, либо не страдаю. Я либо чем-то
наслаждаюсь, либо страдаю. И когда вы говорите, что страдание возникает от
мысли, я думаю, что страдание и есть мысль.
Кришнамурти: Отождествление. Привязанность.
Бом: Итак, что представляет собой тот, кто страдает? Память может
приносить наслаждение; когда же она не способна этого сделать, то вызывает
чувство, противополож-ное наслаждению - боль и страдание.
Кришнамурти: Не только