Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

едино. Таким образом, она

разделяет страдание на мое и ваше.

Кришнамурти: Верно.

Бом: А это рождает иллюзию, которая может лишь множить страдание. И вот

мне представляется, что утвержде-ние о единстве человеческого страдания

неотделимо от утвер-ждения о единстве человеческого сознания.

Кришнамурти: Страдание есть часть нашего сознания.

Бом: Но, видите ли, человек не испытывает непосред-ственного ощущения,

что страдание принадлежит всему человечеству.

Кришнамурти: Мир - это я: я - это мир. Но мы поделили его на страны -

Англия, Франция и все остальные!

Бом: Имеете ли вы в виду физический мир или мир как общество?

Кришнамурти: Мир как общество, прежде всего мир психического.

Бом: Таким образом, мы говорим, что как общество, как люди, мир един, а

когда я говорю, что я есть этот мир, - что это означает?

Кришнамурти: Что мир не отличен от меня.

Бом: Мир и я - одно. Мы неделимы.

Кришнамурти: Да. А это истинная медитация; это нужно почувствовать не

просто как словесное утверждение, это реальность. Я -- хранитель брату

своему.

Бом: Многие религии также это утверждают.

Кришнамурти: Вот это как раз словесное утверждение, они же ему не

следуют, не хранят брата в сердце своем.

Бом: Может быть, некоторые хранят, и лишь большин-ство так не

поступает?

Кришнамурти: Я не знаю тех, кто хранит. Мы, люди, этому не следуем.

Наши религии фактически препятствуют этому.

Бом: Из-за разделения? Каждая религия имеет свои собственные верования

и свою собственную организацию.

Кришнамурти: Разумеется. Своих собственных богов и своих собственных

спасителей.

Бом: Да.

Кришнамурти: Какая тут может быть разумность? Вам понятен мой вопрос?

Или это какая-то фантастическая про-екция, имеющая целью разрешение наших

проблем? Я тут ни при чем. Такова действительность. Ибо конец страдания

означает любовь.

Бом: Прежде чем мы отправимся дальше, давайте уточ-ним вопрос,

касающийся 'я'. Вы употребили выражение 'Я тут ни при чем'. Так вот, в

каком-то смысле это восприни-мается так, словно вы до сих пор выступали как

индивид. Так ли это?

Кришнамурти: Нет. Я пользуюсь словом 'я' как средст-вом общения.

Бом: Но что это означает? Представим, например, двух людей, один из

которых, назовем его 'А', - выражает вашу точку зрения, а другой - 'В' - ее

не разделяет, да?

Кришнамурти: Хорошо.

Бом: То, что говорит 'А', 'Я тут ни при чем', видимо, создает

разделение между 'А' и 'В'.

Кришнамурти: Верно. Но разделение создает 'В'.

Бом: Почему?

Кришнамурти: Каково взаимоотношение этих двух лю-дей?

Бом: 'В' создает разделение, говоря: 'Я - отдельная личность', но

последовавшее высказывание 'А', заявивше-го: 'Это меня не касается', - может

дезориентировать 'В' -- верно?

Кришнамурти: В этом вся проблема, она во взаимоотно-шениях, -- не так

ли? Вы сознаете, что не отделены, что в вас действительно есть чувство любви

и сострадания, а у меня его нет, нет даже восприятия или желания углубиться

в эту проблему. Каково ваше отношение ко мне? Вы имеете отно-шения со мной,

но у меня нет никаких отношений с вами.

Бом: Я думаю, можно было бы сказать, что тот из них, кто не понимает,

психологически почти полностью пребывает в мире иллюзий, и, следовательно,

мир иллюзий не имеет отношений с миром пробужденного сознания.

Кришнамурти: Верно.

Бом: Но тот, кто пробужден, может, по крайней мере, пробудить другого.

Кришнамурти: Вы пробуждены, я - нет. Тогда ваши отношения со мной очень

понятны. Но у меня нет никаких отношений с вами; у меня не может их быть. Я

настаиваю на разделении, вы - нет.

Бом: Да, нам остается констатировать, что сознание человечества

каким-то образом себя разделило; оно едино, но разделило себя мыслью. А

потому мы оказались в данной ситуации.

Кришнамурти: Именно потому. Все проблемы, которые теперь стоят перед

человечеством, психологические, как и другие, есть результат мысли. А мы все

продолжаем следо-вать одному и тому же стереотипу мышления, но мысль ведь

никогда не разрешит ни одной из этих проблем. Существует инструмент другого

рода, и этим инструментом является разум.

Бом: Это, конечно, открывает возможность совершенно иного развития

сюжета. И вы упомянули также любовь. И сострадание.

Кришнамурти: Без любви и сострадания