едино. Таким образом, она
разделяет страдание на мое и ваше.
Кришнамурти: Верно.
Бом: А это рождает иллюзию, которая может лишь множить страдание. И вот
мне представляется, что утвержде-ние о единстве человеческого страдания
неотделимо от утвер-ждения о единстве человеческого сознания.
Кришнамурти: Страдание есть часть нашего сознания.
Бом: Но, видите ли, человек не испытывает непосред-ственного ощущения,
что страдание принадлежит всему человечеству.
Кришнамурти: Мир - это я: я - это мир. Но мы поделили его на страны -
Англия, Франция и все остальные!
Бом: Имеете ли вы в виду физический мир или мир как общество?
Кришнамурти: Мир как общество, прежде всего мир психического.
Бом: Таким образом, мы говорим, что как общество, как люди, мир един, а
когда я говорю, что я есть этот мир, - что это означает?
Кришнамурти: Что мир не отличен от меня.
Бом: Мир и я - одно. Мы неделимы.
Кришнамурти: Да. А это истинная медитация; это нужно почувствовать не
просто как словесное утверждение, это реальность. Я -- хранитель брату
своему.
Бом: Многие религии также это утверждают.
Кришнамурти: Вот это как раз словесное утверждение, они же ему не
следуют, не хранят брата в сердце своем.
Бом: Может быть, некоторые хранят, и лишь большин-ство так не
поступает?
Кришнамурти: Я не знаю тех, кто хранит. Мы, люди, этому не следуем.
Наши религии фактически препятствуют этому.
Бом: Из-за разделения? Каждая религия имеет свои собственные верования
и свою собственную организацию.
Кришнамурти: Разумеется. Своих собственных богов и своих собственных
спасителей.
Бом: Да.
Кришнамурти: Какая тут может быть разумность? Вам понятен мой вопрос?
Или это какая-то фантастическая про-екция, имеющая целью разрешение наших
проблем? Я тут ни при чем. Такова действительность. Ибо конец страдания
означает любовь.
Бом: Прежде чем мы отправимся дальше, давайте уточ-ним вопрос,
касающийся 'я'. Вы употребили выражение 'Я тут ни при чем'. Так вот, в
каком-то смысле это восприни-мается так, словно вы до сих пор выступали как
индивид. Так ли это?
Кришнамурти: Нет. Я пользуюсь словом 'я' как средст-вом общения.
Бом: Но что это означает? Представим, например, двух людей, один из
которых, назовем его 'А', - выражает вашу точку зрения, а другой - 'В' - ее
не разделяет, да?
Кришнамурти: Хорошо.
Бом: То, что говорит 'А', 'Я тут ни при чем', видимо, создает
разделение между 'А' и 'В'.
Кришнамурти: Верно. Но разделение создает 'В'.
Бом: Почему?
Кришнамурти: Каково взаимоотношение этих двух лю-дей?
Бом: 'В' создает разделение, говоря: 'Я - отдельная личность', но
последовавшее высказывание 'А', заявивше-го: 'Это меня не касается', - может
дезориентировать 'В' -- верно?
Кришнамурти: В этом вся проблема, она во взаимоотно-шениях, -- не так
ли? Вы сознаете, что не отделены, что в вас действительно есть чувство любви
и сострадания, а у меня его нет, нет даже восприятия или желания углубиться
в эту проблему. Каково ваше отношение ко мне? Вы имеете отно-шения со мной,
но у меня нет никаких отношений с вами.
Бом: Я думаю, можно было бы сказать, что тот из них, кто не понимает,
психологически почти полностью пребывает в мире иллюзий, и, следовательно,
мир иллюзий не имеет отношений с миром пробужденного сознания.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Но тот, кто пробужден, может, по крайней мере, пробудить другого.
Кришнамурти: Вы пробуждены, я - нет. Тогда ваши отношения со мной очень
понятны. Но у меня нет никаких отношений с вами; у меня не может их быть. Я
настаиваю на разделении, вы - нет.
Бом: Да, нам остается констатировать, что сознание человечества
каким-то образом себя разделило; оно едино, но разделило себя мыслью. А
потому мы оказались в данной ситуации.
Кришнамурти: Именно потому. Все проблемы, которые теперь стоят перед
человечеством, психологические, как и другие, есть результат мысли. А мы все
продолжаем следо-вать одному и тому же стереотипу мышления, но мысль ведь
никогда не разрешит ни одной из этих проблем. Существует инструмент другого
рода, и этим инструментом является разум.
Бом: Это, конечно, открывает возможность совершенно иного развития
сюжета. И вы упомянули также любовь. И сострадание.
Кришнамурти: Без любви и сострадания