нет разума. Но вы не можете быть
сострадательным, если преданы какой-то религии, если вы, словно животное,
привязаны к столбу...
Бом: Да. До тех пор, пока 'я' находится под угрозой уничтожения, это не
может...
Кришнамурти: Видите ли, 'я' скрывается за...
Бом: ... другими вещами. Я имею в виду благородные идеалы.
Кришнамурти: Да, это великолепная возможность спря-таться. Итак, каково
будущее человечества? То, что мы наблюдаем, ведет его к гибели.
Бом: Этого, кажется, и следует ожидать на том пути, по которому идет
человечество.
Кришнамурти: Он такой зловещий, мрачный и опасный. Если у вас есть
дети, то что их ждет в будущем? Стать частью всего этого? И пройти сквозь
всю эту муку. Чрезвычайно важным становится образование, но нынешнее
образование - это просто накопление знаний.
Бом: Каждое орудие, которое человек изобрел, открыл или
усовершенствовал, используется теперь с целью разру-шения.
Кришнамурти: Совершенно верно. Люди истребляют природу; очень мало
сохранилось тигров.
Бом: Люди уничтожают леса и пахотные земли.
Кришнамурти: Никого, кажется, это не заботит.
Бом: Большинство людей просто поглощено планами собственного спасения,
а иные заняты планами спасения человечества. То, что происходит, я думаю,
приводит людей в отчаяние, и они не знают, что им делать.
Кришнамурти: Да. И когда они думают, что могут что-то сделать, они
создают мелкие группы и мелкие теории.
Бом: Есть люди, которые весьма самонадеянны в своей деятельности...
Кришнамурти: Таковы многие премьер-министры. Они же не ведают, что в
действительности творят!
Бом: Да, люди большей частью не доверяют даже тому, что делают они
сами.
Кришнамурти: Да. Но если в ком-то есть огромная уверенность, я принимаю
такую уверенность и иду вместе с ним. Каково будущее человечества, будущее
человечности? Интересно, озабочен ли кто-нибудь этим? Или же каждый человек,
каждая группа думают лишь о собственном выжи-вании?
Бом: Мне кажется, что выжить всегда стремятся преиму-щественно индивид
либо группа. Так всегда было в истории человечества.
Кришнамурти: Отсюда - непрекращающиеся войны, постоянная неуверенность.
Бом: Да. Но это, как вы сказали, - результат мысли, которая, будучи
ограниченной, совершает ошибку, отождес-твляя себя с группой и пр.
Кришнамурти: Вам случилось все это услышать. Вы со всем согласны и
видите истинность сказанного. А власть имущие не будут даже слушать.
Бом: Да.
Кришнамурти: Они приносят все большие страдания, и мир становится все
более и более опасным. В чем суть нашего понимания, нашего видения того, что
истинно, и какова от этого польза?
Бом: Мне кажется, что когда мы мыслим в терминах полезности, в само
понятие полезности, в котором нет ничего плохого, мы вносим время! И тогда
мы уже хотим немедленно получить ответ и что-то делать, чтобы изменить ход
событий.
Кришнамурти: А следовательно, изменить тип общест-ва, его основу,
организацию и все прочее.
Бом: Но, видите ли, наша ошибка заключается в пред-ставлении, что мы
должны о чем-то думать, хотя мысль наша несовершенна. В действительности мы
ведь не знаем, что происходит. Люди создают об этом теории, но они не знают.
Кришнамурти: Если это неверный подход, то как тогда быть человеку,
который является человечеством, какова моя ответственность, независимо от
результата и всего прочего?
Бом: Да, мы не можем ориентироваться на результаты. Но это то же самое,
что происходит с 'А' и 'В', когда 'А' видит, а 'В' - нет.
Кришнамурти: Да.
Бом: Теперь предположим, что 'А' видит нечто, а большая часть
человечества не видит. Тогда этот человек мог бы сказать, что человечество в
каком-то смысле грезит, пребывает во сне.
Кришнамурти: Оно захвачено иллюзией.
Бом: Иллюзией. А суть в том, что если кто-то видит нечто, его долг -
помочь проснуться другим, пребывающим в иллюзии.
Кришнамурти: Именно так. В этом и состоит проблема. Вот почему буддисты
выступают с идеей Бодхисаттвы, кото-рый является средоточием всякого
сострадания и от которого ждут, что он спасет человечество. Это приятно
звучит. Это дает счастливое чувство, что есть кто-то, кто это делает. Но в
действительности мы ничего не хотим делать, если это не приносит нам покоя,
удовлетворения, уверенности, как в психологическом,