Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

привязанность к какому бы то ни было исключительному опыту или к

какому-то особому идеалу.

Бом: Да, это снова программа.

Кришнамурти: Согласен. Существуют, например, люди, которые отправляются

в бедствующие страны и работают, работают, работают. И они называют это

состраданием. Но они преданы определенным формам религиозного верования или

связаны с ними, и по этой причине их деятельность -просто жалость или

сочувствие. Это не сострадание.

Бом: Да, понятно, у нас здесь два явления, каждое из которых в

известной степени имеет самостоятельное значе-ние. Так, мозг и разум

существуют отдельно, хотя между ними предполагается контакт. Мы говорим,

далее, что разум-ность и сострадание - вне мозга. И вот, мне хотелось бы

глубже рассмотреть вопрос о том, как они вступают в кон-такт.

Кришнамурти: О, контакт между разумом и мозгом возможен только тогда,

когда мозг спокоен.

Бом: Да, это необходимое условие. Мозг должен быть спокоен.

Кришнамурти: Спокойствие мозга - не следствие трени-ровки, к нему не

ведут ни осознавание себя, ни медитация, ни желание тишины. Это естественный

результат понимания человеком своей обусловленности.

Бом: И ведь можно убедиться, что когда мозг спокоен, он может

улавливать нечто непостижимое?

Кришнамурти: Верно. Когда мозг спокоен, у него есть контакт с разумом.

Тогда разум может функционировать посредством мозга.

Бом: Думаю, было бы спасительно, если бы мы смогли относиться к мозгу с

уважением, видя, что он обладает какой-то деятельностью, которая вне мысли.

Ну например, являет-ся ли осознание частью деятельности мозга?

Кришнамурти: Лишь в том случае, когда в этом осозна-нии нет никакого

выбора.

Бом: Мне кажется, что в этом может заключаться трудность. Что плохого в

выборе?

Кришнамурти: Выбор означает замешательство.

Бом: Что отнюдь не очевидно...

Кришнамурти: Вы же должны выбирать, по крайней мере, между двумя

вещами.

Бом: Я мог бы выбрать при покупке одну вещь или другую.

Кришнамурти: Согласен, я могу делать выбор между этим и тем столом.

Бом: Я выбираю цвет, когда покупаю стол. Это вовсе не означает

приходить в замешательство. Если я выбираю тот цвет, который хочу, то не

понимаю, почему это должно быть смятением.

Кришнамурти: В этом и нет ничего плохого. Тут нет никакого смятения.

Бом: Но, мне кажется, что в сфере психики выбор вносит смятение.

Кришнамурти: Именно здесь; речь идет о психике, которая делает выбор.

Бом: Которая выбирает с целью становления.

Кришнамурти: Да. Выбирает, чтобы становиться. А там, где существует

выбор, есть и смятение.

Бом: Не считаете ли вы, что, несмотря на смятение, психика все же

делает выбор, чтобы становиться тем или другим? Пребывая в смятении, она

старается стать чем-то, стать лучше?

Кришнамурти: А выбор предполагает двойственность.

Бом: Но с первого взгляда кажется, что это не та двойственность, о

которой вы говорите, которая означает разум и мозг.

Кришнамурти: Нет, тут нет двойственности.

Бом: Так в чем же разница?

Кришнамурти: Давайте обратимся к очень простому примеру. Люди склонны к

насилию, а ненасилие -- всего лишь проекция мысли. Тут двойственность, факт

и не-факт.

Бом: Вы говорите, что двойственность существует между фактом и всего

лишь какой-то проекцией, которую Создает ум.

Кришнамурти: Идеал и факт.

Бом: Идеал нереален, а факт реален.

Кришнамурти: Верно. Идеал нереален.

Бом: Да. И теперь вы говорите, что разделение между ними есть

двойственность. Почему вы так это называете?

Кришнамурти: Потому что они разделены.

Бом: Хорошо, по крайней мере, они представляются разделенными.

Кришнамурти: Разделенными, и мы боремся. К приме-ру, тоталитарные

коммунистические идеалы и демократичес-кие идеалы, все они - продукт

ограниченной мысли, и это создает хаос в мире.

Бом: Таким образом, разделение может быть создано мыслью. И я думаю,

что в нашем обсуждении термин 'разделение' был применен к тому, что не может

быть разделено, иначе говоря, как попытка разделения в сфере психики.

Кришнамурти: Правильно. Насилие не может быть под-елено на насилие и

ненасилие.

Бом: И в его восприятии психикой тоже не может быть разделения на

насилие и ненасилие. Верно?

Кришнамурти: Это именно то, что происходит.