привязанность к какому бы то ни было исключительному опыту или к
какому-то особому идеалу.
Бом: Да, это снова программа.
Кришнамурти: Согласен. Существуют, например, люди, которые отправляются
в бедствующие страны и работают, работают, работают. И они называют это
состраданием. Но они преданы определенным формам религиозного верования или
связаны с ними, и по этой причине их деятельность -просто жалость или
сочувствие. Это не сострадание.
Бом: Да, понятно, у нас здесь два явления, каждое из которых в
известной степени имеет самостоятельное значе-ние. Так, мозг и разум
существуют отдельно, хотя между ними предполагается контакт. Мы говорим,
далее, что разум-ность и сострадание - вне мозга. И вот, мне хотелось бы
глубже рассмотреть вопрос о том, как они вступают в кон-такт.
Кришнамурти: О, контакт между разумом и мозгом возможен только тогда,
когда мозг спокоен.
Бом: Да, это необходимое условие. Мозг должен быть спокоен.
Кришнамурти: Спокойствие мозга - не следствие трени-ровки, к нему не
ведут ни осознавание себя, ни медитация, ни желание тишины. Это естественный
результат понимания человеком своей обусловленности.
Бом: И ведь можно убедиться, что когда мозг спокоен, он может
улавливать нечто непостижимое?
Кришнамурти: Верно. Когда мозг спокоен, у него есть контакт с разумом.
Тогда разум может функционировать посредством мозга.
Бом: Думаю, было бы спасительно, если бы мы смогли относиться к мозгу с
уважением, видя, что он обладает какой-то деятельностью, которая вне мысли.
Ну например, являет-ся ли осознание частью деятельности мозга?
Кришнамурти: Лишь в том случае, когда в этом осозна-нии нет никакого
выбора.
Бом: Мне кажется, что в этом может заключаться трудность. Что плохого в
выборе?
Кришнамурти: Выбор означает замешательство.
Бом: Что отнюдь не очевидно...
Кришнамурти: Вы же должны выбирать, по крайней мере, между двумя
вещами.
Бом: Я мог бы выбрать при покупке одну вещь или другую.
Кришнамурти: Согласен, я могу делать выбор между этим и тем столом.
Бом: Я выбираю цвет, когда покупаю стол. Это вовсе не означает
приходить в замешательство. Если я выбираю тот цвет, который хочу, то не
понимаю, почему это должно быть смятением.
Кришнамурти: В этом и нет ничего плохого. Тут нет никакого смятения.
Бом: Но, мне кажется, что в сфере психики выбор вносит смятение.
Кришнамурти: Именно здесь; речь идет о психике, которая делает выбор.
Бом: Которая выбирает с целью становления.
Кришнамурти: Да. Выбирает, чтобы становиться. А там, где существует
выбор, есть и смятение.
Бом: Не считаете ли вы, что, несмотря на смятение, психика все же
делает выбор, чтобы становиться тем или другим? Пребывая в смятении, она
старается стать чем-то, стать лучше?
Кришнамурти: А выбор предполагает двойственность.
Бом: Но с первого взгляда кажется, что это не та двойственность, о
которой вы говорите, которая означает разум и мозг.
Кришнамурти: Нет, тут нет двойственности.
Бом: Так в чем же разница?
Кришнамурти: Давайте обратимся к очень простому примеру. Люди склонны к
насилию, а ненасилие -- всего лишь проекция мысли. Тут двойственность, факт
и не-факт.
Бом: Вы говорите, что двойственность существует между фактом и всего
лишь какой-то проекцией, которую Создает ум.
Кришнамурти: Идеал и факт.
Бом: Идеал нереален, а факт реален.
Кришнамурти: Верно. Идеал нереален.
Бом: Да. И теперь вы говорите, что разделение между ними есть
двойственность. Почему вы так это называете?
Кришнамурти: Потому что они разделены.
Бом: Хорошо, по крайней мере, они представляются разделенными.
Кришнамурти: Разделенными, и мы боремся. К приме-ру, тоталитарные
коммунистические идеалы и демократичес-кие идеалы, все они - продукт
ограниченной мысли, и это создает хаос в мире.
Бом: Таким образом, разделение может быть создано мыслью. И я думаю,
что в нашем обсуждении термин 'разделение' был применен к тому, что не может
быть разделено, иначе говоря, как попытка разделения в сфере психики.
Кришнамурти: Правильно. Насилие не может быть под-елено на насилие и
ненасилие.
Бом: И в его восприятии психикой тоже не может быть разделения на
насилие и ненасилие. Верно?
Кришнамурти: Это именно то, что происходит.