пользуемся такими словами, как 'воспри-ятие', 'разумность'.
Как они соотносятся, или каково раз-личие между ними?
Кришнамурти: Различие между восприятием и разум-ностью?
Бом: Да.
Кришнамурти: Никакого.
Бом: Следовательно, мы можем сказать, что разумность есть восприятие .
Кришнамурти: Да, это так.
Бом: Разумность есть восприятие 'того, что есть'? А через внимание
происходит контакт.
Кришнамурти: Давайте возьмем какую-нибудь пробле-му, чтобы легче было
понять. Возьмем проблему страдания. Люди бесконечно страдают из-за войн,
болезней и неправиль-ных отношений друг с другом. И вот, может ли это
кончить-ся?
Бом: Я думаю, трудность тут в том, что страдание запрограммировано. Мы
обусловлены в отношении всей этой проблемы.
Кришнамурти: Да. И это продолжается столетиями.
Бом: Так что проблема очень глубока.
Кришнамурти: Очень, очень глубока. Итак, может ли страдание кончиться?
Бом: Оно не может прекратиться каким-то действием мозга.
Кришнамурти: Мыслью.
Бом: Потому что страдающий мозг не способен совер-шить действие,
направленное к прекращению его собственно-го страдания.
Кришнамурти: Конечно, он не в состоянии. Потому что мысль не может
прекратить страдание. Мысль создает его.
Бом: Да, мысль создает страдание и совершенно не способна удержаться от
этого.
Кришнамурти: Мысль создала войны, бедствия, смяте-ние. И она стала
очень заметной в человеческих отношениях.
Бом: Да, но я полагаю, что люди могут с этим согласить-ся и все же
продолжать думать, что мысль так же, как она приносит зло, может приносить
добро.
Кришнамурти: Нет, мысль не может поступать хорошо или плохо. Она -
всего лишь намерение, у нее ограниченные возможности.
Бом: Мысль не может уберечь от страдания. Иными словами, страдание
имеет свое бытие в физической и химичес-кой обусловленности мозга, и мысль
не может даже познать его.
Кришнамурти: Я, к примеру, потерял сына и я...
Бом: Да, но размышляя об этом, я не знаю, что происхо-дит у меня
внутри. Я не могу изменить своего страдания изнутри, потому что мысль не
показывает мне, что оно собой представляет. И вот вы говорите, что
разумность есть воспри-ятие.
Кришнамурти: Но мы спрашиваем: может ли страдание прекратиться? Вот
наша проблема.
Бом: Да, и понятно, что мысль не может его прекратить.
Кришнамурти: Мысль не может этого. Тут проблема. Если у меня
озарение...
Бом: То оно сразу же проявится в деятельности ума его разумностью и
вниманием.
Кришнамурти: Когда имеет место озарение, разумность уничтожает
страдание.
Бом: Следовательно, вы считаете, что возникает контакт разума с
материей, который устраняет всю эту физическую и химическую структуру,
удерживающую нас в состоянии страдания.
Кришнамурти: Верно. В результате происходит внезап-ное изменение в
клетках мозга.
Бом: Да, и это изменение полностью устраняет структу-ру, которая
заставляет человека страдать.
Кришнамурти: Верно. Происходит так, как если бы я следовал определенной
традиции; внезапно я изменяю свое отношение к традиции, и происходит
изменение во всем мозгу, который двигался к северу, а теперь повернул на
восток.
Бом: Это, конечно, коренным образом отличается от традиционной научной
точки зрения, ибо если мы согласим-ся, что разум отличен от материи, то
людям, наверное, уже трудно будет признать даже то, что он существует...
Кришнамурти: Не хотели бы вы определить разум как чистую энергию?
Бом: Хорошо, мы могли бы так его определить, но материя - это также
энергия.
Кришнамурти: Материя ограниченна; мысль ограничен-на.
Бом: Но мы ведь говорим, что чистая энергия разума способна проникать в
ограниченную энергию материи?
Кришнамурти: Да, верно. И изменить ее.
Бом: Отчасти устраняя ее ограниченность.
Кришнамурти: Когда вы сталкиваетесь с серьезным вопросом, проблемой или
вызовом.
Бом: Мы могли бы также добавить, что никакие тради-ционные способы,
которыми мы пытаемся действовать, не могут работать....
Кришнамурти: Они не работают.
Бом: Так сказать - недостаточно. Поскольку люди все еще могли бы
надеяться на традиционные подходы, нам необходимо показать, что они
действительно не годятся.
Кришнамурти: Они неприемлемы.