или деньгами; и, наконец, бедняк, который говорит:
'Я страдаю, прошу вас, прекратите'...
Бом: Видите ли, он не слушает еще и по другой причине. Он хочет
получить работу.
Кришнамурти: Разумеется. Он говорит: 'Накормите меня сначала'. Мы
наслушались этого за последние шестьде-сят лет. Бедный человек слушать не
хочет, богатый - слушать не хочет, ученый не хочет слушать. Не слушают и
верующие, которые особенно догматичны. Это, пожалуй, похоже на радиосигнал,
который послан в мир и может быть кем-то уловлен. Я считаю, что было бы
неправильно говорить здесь о воздействии.
Бом: Да, согласен. Говорить об этом, значит рассчиты-вать на время, а
это -- становление. Это опять удерживает психику на процессе становления.
Кришнамурти: Да. Но если вы говорите, ... это должно воздействовать на
человечество...
Бом: Вы полагаете, что это оказывает воздействие на человечество
непосредственно через разум, скорее, чем че-рез...
Кришнамурти: Да. Это может не проявляться мгновенно в действии.
Бом: Вы говорили, что разум является всеобщим, что он не помещается у
нас в привычном месте, он не отдельный...
Кришнамурти: Да, но когда мы говорим, что разум является всеобщим, тут
кроется опасность. Дело в том, что немало людей говорят от имени разума, и
это стало тради-цией.
Бом: Можно, конечно, обратить это в идею.
Кришнамурти: В этом есть опасность, и об этом как раз я говорю.
Бом: Да. Но вопрос действительно стоит так, что мы должны прийти в
непосредственный контакт с разумом, чтобы сделать его реальным. Верно?
Кришнамурти: Вот именно. Но мы можем прийти с ним в контакт лишь тогда,
когда самих нас нет. Выразить это очень просто: когда меня нет, существуют
красота, тишина, простор; тогда эта разумность, которая рождена из
сострада-ния, действует через мозг. Это очень просто.
Бом: Да. Не следует ли поговорить о 'я', поскольку оно имеет широкую
сферу активности?
Кришнамурти: Да. Эта наша давняя традиция, традиция многих-многих
столетий.
Бом: Существует ли определенный аспект медитации, который может быть
полезен, когда действует 'я'? Допус-тим, человек говорит: 'Ну, хорошо, я в
плену у своего 'я' и хочу освободиться. Но я хочу знать, что мне делать'.
Кришнамурти: Нет.
Бом: Мне не хотелось бы пользоваться выражением:
'Что мне делать?' Но что вы скажете?
Кришнамурти: Это очень просто. Отличается ли наблю-дающий от
наблюдаемого?
Бом: Хорошо. Предположим, мы говорим: 'Да, он, кажется, отличается', и
что тогда?
Кришнамурти: Это идея или реальность?
Бом: Что вы имеете в виду?
Кришнамурти: Реальность - это когда нет разделения между мыслящим и
мыслью.
Бом: Но, предположим, я возражаю, говорю, что обык-новенный человек
воспринимает того, кто наблюдает, как нечто отдельное от наблюдаемого.
Начнем отсюда.
Кришнамурти: Начнем отсюда. Я объясняю вам. Послу-шайте, являетесь ли
вы чем-то отдельным от вашего гнева, вашей зависти, от вашего страдания? -
Нет.
Бом: С первого взгляда это выглядит именно так, что я существую
отдельно и могу пытаться это контролировать.
Кришнамурти: Вы есть это.
Бом: Да, но как мне увидеть, что я есть это?
Кришнамурти: Вы - это ваше имя. Вы есть ваша форма, ваше тело. Вы --
это реакции и действия. Вы - это вера, страх, страдание и удовольствие. Вы
есть все это.
Бом: Но первое впечатление таково, что существую лишь я, а это все -
мои свойства, мои качества, которые я могу иметь или не иметь. Я могу
сердиться или не сердиться, могу иметь то или это верование.
Кришнамурти: Противоречивое утверждение. Вы есть все это.
Бом: Но вы же видите, что это не очевидно. Когда вы утверждаете, что я
есть то, не подразумеваете ли вы, что я есть именно то и не могу быть чем-то
иным?
Кришнамурти: Нет. В данное время вы есть то. Но оно может быть
полностью иным.
Бом: Прекрасно. Таким образом, я есть все это. Вы говорите мне, что
этот непредубежденный наблюдающий субъект есть то же самое, что и гнев,
который он наблюдает.
Кришнамурти: Разумеется. Просто я анализирую самого себя и тот, кто
анализирует, сам является предметом анализа.
Бом: Да. Он оказывается под влиянием того, что он анализирует.
Кришнамурти: Да.
Бом: Таким образом, если я в какой-то промежуток времени наблюдаю