Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

Мы могли бы

спросить, испытывает ли он необходимость в творчестве более глубокого

порядка?

Кришнамурти: Что это означает?

Бом: Ну, это неясно.

Кришнамурти: Предположим 'X' - это вы, и вы распо-лагаете огромной

сферой, в которой действуете; вы не просто обучаете меня, а обладаете этим

необыкновенным движением вне времени. Это значит, что вы обладаете

беспредельной энергией и делаете все, чтобы научить меня выйти из тьмы.

Бом: Это может быть лишь одной из сторон такого творчества.

Кришнамурти: Итак, что еще остается, - вы следите? Не знаю, удается ли

мне это выразить.

Бом: Это именно то, что я пытаюсь предложить, говоря о каком-то

творческом действии помимо того, что имеет место.

Кришнамурти: Да, помимо того. Вы могли бы писать, могли бы

проповедовать, могли бы исцелять, могли бы делать и то, и это, но все эти

виды деятельности, пожалуй, тривиаль-ны. У вас есть что-то еще. Низведу ли я

вас, 'X', до уровня моих ничтожных проблем? Можете ли вы быть низведены до

такого уровня? Моя ограниченность говорит: 'Вы должны делать что-то. Вы

должны выступать с проповедями, писать, исцелять, делать что-то, чтобы

помочь мне двигаться'. Вер-но? Вы мало-помалу уступаете, но вы обладаете

чем-то значительно большим, чем-то необъятным. Вы понимаете?

Бом: Да. И что из этого следует?

Кришнамурти: Как эта необъятность воздействует на 'У'?

Бом: Не имеете ли вы в виду, что существует какая-то более

непосредственная деятельность?

Кришнамурти: Или существует более непосредственная деятельность, или

'X' делает что-то совершенно особое, чтобы воздействовать на сознание

человека.

Бом: Что это могло бы быть?

Кришнамурти: Дело в том, что 'X' не 'удовлетворен' одними лишь

проповедями и разговорами. То необъятное должно как-то действовать.

Бом: Вы употребляете слово 'должно' в смысле ощуще-ния потребности или

необходимости делать это?

Кришнамурти: Оно должно.

Бом: Оно должно действовать с необходимостью. Но как будет оно

воздействовать на человечество? Видите ли, когда вы так говорите, у людей

может возникнуть мысль, что существует своего рода экстрасенсорный путь

распростране-ния этого воздействия.

Кришнамурти: Это то, что я пытаюсь уловить.

Бом: Да.

Кришнамурти: Это то, что я пытаюсь передать.

Бом: Не просто словами, но действиями или поступками.

Кришнамурти: Пусть это будет деятельность. Это про-сто. Но не только

это, потому что необъятное должно...

Бом:... обязательно действовать? Не существует ли более

непосредственного действия?

Кришнамурти: Конечно. Необъятное имеет и другую деятельность.

Бом: Другую деятельность, на других уровнях?

Кришнамурти: Да, другую деятельность. Учения инду-сов трактуют это как

различные уровни сознания.

Бом: Существуют различные уровни или степени дейст-вия.

Кришнамурти: Все это также очень мало. Что вы скаже-те, сэр?

Бом: Ну, поскольку это сознание, сознание этого челове-ка возникает из

первоосновы, его действие принимает вид действия всего человечества от

первоосновы.

Кришнамурти: Да.

Бом: Видите ли, многие люди найдут это очень трудным для понимания.

Кришнамурти: Меня не интересуют многие люди. Я хочу понять вас, 'X', и

себя, 'У'. Эта первооснова, эта необъят-ность не ограничена таким ничтожным,

таким малым делом. Так не может быть.

Бом: Первооснова физически включает в себя весь уни-версум.

Кришнамурти: Да, весь универсум, и сводит все это ...

Бом: ...к этим малым действиям...

Кришнамурти: ... таким ничтожным.

Бом: Я думаю, тут возникает вопрос о значении челове-чества в

универсуме или первооснове?

Кришнамурти: Да, именно так.

Бом: Ведь даже лучшие из тех дел, которые мы осущес-твляем, в масштабе

универсума имеют ничтожно малое значение. Верно?

Кришнамурти: Да, они всего лишь преамбула. Я думаю, что 'X', независимо

от того, сделает он что-то или не сделает, самим своим существованием...

Бом: ... он делает нечто возможным?

Кришнамурти: Да. Когда вы читаете Эйнштейна, вы видите, что он сделал

возможным то, что прежде считалось невозможным.

Бом: Мы достаточно легко можем в этом убедиться, потому что его

открытия нашли применение в широких сферах человеческой деятельности.

Кришнамурти: Да,