Мы могли бы
спросить, испытывает ли он необходимость в творчестве более глубокого
порядка?
Кришнамурти: Что это означает?
Бом: Ну, это неясно.
Кришнамурти: Предположим 'X' - это вы, и вы распо-лагаете огромной
сферой, в которой действуете; вы не просто обучаете меня, а обладаете этим
необыкновенным движением вне времени. Это значит, что вы обладаете
беспредельной энергией и делаете все, чтобы научить меня выйти из тьмы.
Бом: Это может быть лишь одной из сторон такого творчества.
Кришнамурти: Итак, что еще остается, - вы следите? Не знаю, удается ли
мне это выразить.
Бом: Это именно то, что я пытаюсь предложить, говоря о каком-то
творческом действии помимо того, что имеет место.
Кришнамурти: Да, помимо того. Вы могли бы писать, могли бы
проповедовать, могли бы исцелять, могли бы делать и то, и это, но все эти
виды деятельности, пожалуй, тривиаль-ны. У вас есть что-то еще. Низведу ли я
вас, 'X', до уровня моих ничтожных проблем? Можете ли вы быть низведены до
такого уровня? Моя ограниченность говорит: 'Вы должны делать что-то. Вы
должны выступать с проповедями, писать, исцелять, делать что-то, чтобы
помочь мне двигаться'. Вер-но? Вы мало-помалу уступаете, но вы обладаете
чем-то значительно большим, чем-то необъятным. Вы понимаете?
Бом: Да. И что из этого следует?
Кришнамурти: Как эта необъятность воздействует на 'У'?
Бом: Не имеете ли вы в виду, что существует какая-то более
непосредственная деятельность?
Кришнамурти: Или существует более непосредственная деятельность, или
'X' делает что-то совершенно особое, чтобы воздействовать на сознание
человека.
Бом: Что это могло бы быть?
Кришнамурти: Дело в том, что 'X' не 'удовлетворен' одними лишь
проповедями и разговорами. То необъятное должно как-то действовать.
Бом: Вы употребляете слово 'должно' в смысле ощуще-ния потребности или
необходимости делать это?
Кришнамурти: Оно должно.
Бом: Оно должно действовать с необходимостью. Но как будет оно
воздействовать на человечество? Видите ли, когда вы так говорите, у людей
может возникнуть мысль, что существует своего рода экстрасенсорный путь
распростране-ния этого воздействия.
Кришнамурти: Это то, что я пытаюсь уловить.
Бом: Да.
Кришнамурти: Это то, что я пытаюсь передать.
Бом: Не просто словами, но действиями или поступками.
Кришнамурти: Пусть это будет деятельность. Это про-сто. Но не только
это, потому что необъятное должно...
Бом:... обязательно действовать? Не существует ли более
непосредственного действия?
Кришнамурти: Конечно. Необъятное имеет и другую деятельность.
Бом: Другую деятельность, на других уровнях?
Кришнамурти: Да, другую деятельность. Учения инду-сов трактуют это как
различные уровни сознания.
Бом: Существуют различные уровни или степени дейст-вия.
Кришнамурти: Все это также очень мало. Что вы скаже-те, сэр?
Бом: Ну, поскольку это сознание, сознание этого челове-ка возникает из
первоосновы, его действие принимает вид действия всего человечества от
первоосновы.
Кришнамурти: Да.
Бом: Видите ли, многие люди найдут это очень трудным для понимания.
Кришнамурти: Меня не интересуют многие люди. Я хочу понять вас, 'X', и
себя, 'У'. Эта первооснова, эта необъят-ность не ограничена таким ничтожным,
таким малым делом. Так не может быть.
Бом: Первооснова физически включает в себя весь уни-версум.
Кришнамурти: Да, весь универсум, и сводит все это ...
Бом: ...к этим малым действиям...
Кришнамурти: ... таким ничтожным.
Бом: Я думаю, тут возникает вопрос о значении челове-чества в
универсуме или первооснове?
Кришнамурти: Да, именно так.
Бом: Ведь даже лучшие из тех дел, которые мы осущес-твляем, в масштабе
универсума имеют ничтожно малое значение. Верно?
Кришнамурти: Да, они всего лишь преамбула. Я думаю, что 'X', независимо
от того, сделает он что-то или не сделает, самим своим существованием...
Бом: ... он делает нечто возможным?
Кришнамурти: Да. Когда вы читаете Эйнштейна, вы видите, что он сделал
возможным то, что прежде считалось невозможным.
Бом: Мы достаточно легко можем в этом убедиться, потому что его
открытия нашли применение в широких сферах человеческой деятельности.
Кришнамурти: Да,