Джидду Кришнамурти

Начало Познания

сотрудничества, совместного созидания,

совместной деятельности породило этот мир.

С.: Что вы имеете в виду, говоря: 'Оно породило этот мир'?

КРИШНАМУРТИ: Я имею в виду железные дороги, почтовую службу,

путешествие на Луну, люди занимались этим триста лет и они не могли не

сотрудничать друг с другом; они делали это из патриотических или

материальных соображений, ими могло двигать тщеславие и многое другое. Они

сотрудничали ради осуществления какой-либо идеи из соображений престижа,

соревнования с Россией и так далее. Может ли существовать истинное,

глубокое, длительное сотрудничеств, если существует какое-либо внутренний

мотив? Если я исхожу из какого-то корыстного соображения, из эгоистичного

побуждения, может ли существовать сотрудничеств в том смысле, в котором мы

хотим его понимать?

С.: Мы хотим что-нибудь из этого извлечь, нам не обязательно этого

делать.

КРИШНАМУРТИ: Поэтому выясните, есть ли у вас чувство готовности что- то

извлечь. Вы начинаете познавать нечто, что нельзя изучить по книге.

С.: Идея извлечения чего-то полезного не всегда подходит. Когда мы

хотим построить дом, я понимаю, что, если мы будем работать вместе, нам

будет легче. Мы организуем это с самого начала и сотрудничаем друг с другом,

чтобы осуществить строительство. Следовательно, у меня есть лишь идея

постройки дома; в результате мы, то есть вы и я, собираемся получить дом.

КРИШНАМУРТИ: Это так, но продолжай дальше. Ты можешь продвинуться еще

немного глубже.

С.: Что же происходит, когда вы хотите, чтобы дом был белым, а я против

этого.

КРИШНАМУРТИ: Именно. Вам хочется квадратную комнату, а ей

прямоугольную. Вам кажется, что вы разбираетесь в этом лучше ее. Доминик

только что сказал, что если мы захотим совместно построить дом, мы будем

сотрудничать, потому что в результате он получит дом. Но если мы начнем

спорить о том, какими должны быть комнаты в этом доме, мы поссоримся. Так

что же это означает?

С.: Даже если с самого начала в вас будет присутствовать дух

сотрудничества, и вы оба захотите вместе что-нибудь построить, разве у вас

так или иначе не возникнет проблема?

КРИШНАМУРТИ: Итак, у вас по-прежнему будет проблема. Как вы возьметесь

за ее решение? Вы и я, мы оба хотим сотрудничать, хотим построить дом, но вы

хотите, чтобы комната была квадратной, а я бы предпочел прямоугольную. Но

вместе с тем у нас обоих есть дух сотрудничества. Как мы тогда поступим?

С.: Мы постараемся выяснить, почему вы хотите прямоугольную комнату, а

я квадратную.

КРИШНАМУРТИ: Что, в свою очередь, означает...?

С.: Что мы сотрудничаем.

КРИШНАМУРТИ: Это означает, что мы оба готовы уступить. Вы не

настаиваете на своем, а я на своем. А следовательно?

С.: У вас нет навязчивой идеи, и вы находитесь в процессе познания.

КРИШНАМУРТИ: Это значит, что у вас уступчивый ум, вы не говорите: 'Я

должен это иметь, вы хотите измениться и поэтому вы не цепляетесь за свое

конкретное желание, за свое определенное мнение.

С.: Предположим, у одного человека есть желание думать об этом, а у

другого человека нет.

КРИШНАМУРТИ: Что он будет делать?

С.: Я думаю, вы бы сделали так, как хочет другой человек, если вы

готовы пойти навстречу, а он нет.

КРИШНАМУРТИ: Да, правильно. Что делать, если вы хотите сотрудничать, а

другой человек не хочет?

С.: Понять позицию этого человека.

КРИШНАМУРТИ: Но если говорить про сообщество, подобное этому, что вы

должны делать?

С. (1): Нужно обговорить это с тем человеком, чтобы он согласился.

Видите ли, я из тех людей, которые в подобной ситуации уступили, я

рассматриваю ее со своей точки зрения. Я был бы рад поговорить об этом. Не

знаю, что бы я сделал, если бы другой человек не захотел ничего обсуждать.

С. (2): Может быть, вместо разговоров о комнате следовало бы начать

разговор о самом сотрудничестве, потому что это и есть причина возникновения

проблемы.

С. (3): Чтобы начать, необходим также дух сотрудничества.

КРИШНАМУРТИ: Но у меня его нет. Посмотрите на проблему шире. Обычно мы

преклоняемся перед интеллектом, неизменно уважая способного человека,

который блестяще сдает экзамены. Он обладает острым, живым умом и

великолепно разбирается в предмете; игры и работу в саду он считает скучным

занятием.