сотрудничества, совместного созидания,
совместной деятельности породило этот мир.
С.: Что вы имеете в виду, говоря: 'Оно породило этот мир'?
КРИШНАМУРТИ: Я имею в виду железные дороги, почтовую службу,
путешествие на Луну, люди занимались этим триста лет и они не могли не
сотрудничать друг с другом; они делали это из патриотических или
материальных соображений, ими могло двигать тщеславие и многое другое. Они
сотрудничали ради осуществления какой-либо идеи из соображений престижа,
соревнования с Россией и так далее. Может ли существовать истинное,
глубокое, длительное сотрудничеств, если существует какое-либо внутренний
мотив? Если я исхожу из какого-то корыстного соображения, из эгоистичного
побуждения, может ли существовать сотрудничеств в том смысле, в котором мы
хотим его понимать?
С.: Мы хотим что-нибудь из этого извлечь, нам не обязательно этого
делать.
КРИШНАМУРТИ: Поэтому выясните, есть ли у вас чувство готовности что- то
извлечь. Вы начинаете познавать нечто, что нельзя изучить по книге.
С.: Идея извлечения чего-то полезного не всегда подходит. Когда мы
хотим построить дом, я понимаю, что, если мы будем работать вместе, нам
будет легче. Мы организуем это с самого начала и сотрудничаем друг с другом,
чтобы осуществить строительство. Следовательно, у меня есть лишь идея
постройки дома; в результате мы, то есть вы и я, собираемся получить дом.
КРИШНАМУРТИ: Это так, но продолжай дальше. Ты можешь продвинуться еще
немного глубже.
С.: Что же происходит, когда вы хотите, чтобы дом был белым, а я против
этого.
КРИШНАМУРТИ: Именно. Вам хочется квадратную комнату, а ей
прямоугольную. Вам кажется, что вы разбираетесь в этом лучше ее. Доминик
только что сказал, что если мы захотим совместно построить дом, мы будем
сотрудничать, потому что в результате он получит дом. Но если мы начнем
спорить о том, какими должны быть комнаты в этом доме, мы поссоримся. Так
что же это означает?
С.: Даже если с самого начала в вас будет присутствовать дух
сотрудничества, и вы оба захотите вместе что-нибудь построить, разве у вас
так или иначе не возникнет проблема?
КРИШНАМУРТИ: Итак, у вас по-прежнему будет проблема. Как вы возьметесь
за ее решение? Вы и я, мы оба хотим сотрудничать, хотим построить дом, но вы
хотите, чтобы комната была квадратной, а я бы предпочел прямоугольную. Но
вместе с тем у нас обоих есть дух сотрудничества. Как мы тогда поступим?
С.: Мы постараемся выяснить, почему вы хотите прямоугольную комнату, а
я квадратную.
КРИШНАМУРТИ: Что, в свою очередь, означает...?
С.: Что мы сотрудничаем.
КРИШНАМУРТИ: Это означает, что мы оба готовы уступить. Вы не
настаиваете на своем, а я на своем. А следовательно?
С.: У вас нет навязчивой идеи, и вы находитесь в процессе познания.
КРИШНАМУРТИ: Это значит, что у вас уступчивый ум, вы не говорите: 'Я
должен это иметь, вы хотите измениться и поэтому вы не цепляетесь за свое
конкретное желание, за свое определенное мнение.
С.: Предположим, у одного человека есть желание думать об этом, а у
другого человека нет.
КРИШНАМУРТИ: Что он будет делать?
С.: Я думаю, вы бы сделали так, как хочет другой человек, если вы
готовы пойти навстречу, а он нет.
КРИШНАМУРТИ: Да, правильно. Что делать, если вы хотите сотрудничать, а
другой человек не хочет?
С.: Понять позицию этого человека.
КРИШНАМУРТИ: Но если говорить про сообщество, подобное этому, что вы
должны делать?
С. (1): Нужно обговорить это с тем человеком, чтобы он согласился.
Видите ли, я из тех людей, которые в подобной ситуации уступили, я
рассматриваю ее со своей точки зрения. Я был бы рад поговорить об этом. Не
знаю, что бы я сделал, если бы другой человек не захотел ничего обсуждать.
С. (2): Может быть, вместо разговоров о комнате следовало бы начать
разговор о самом сотрудничестве, потому что это и есть причина возникновения
проблемы.
С. (3): Чтобы начать, необходим также дух сотрудничества.
КРИШНАМУРТИ: Но у меня его нет. Посмотрите на проблему шире. Обычно мы
преклоняемся перед интеллектом, неизменно уважая способного человека,
который блестяще сдает экзамены. Он обладает острым, живым умом и
великолепно разбирается в предмете; игры и работу в саду он считает скучным
занятием.