Джидду Кришнамурти

Начало Познания

похожа на свинарник. Как вы со мной поступите?

С.: Если я на самом деле согласился с вами, что комнату необходимо

содержать в чистоте, я больше никогда не оставил бы ее неубранной.

КРИШНАМУРТИ: Но вы ведь этого не делаете. Несмотря на то, что ваш

организм уже вырос, что физически он уже достаточно крепок, все вы

по-прежнему остаетесь детьми.

С.: Хорошо, но в чем же тогда причина?

КРИШНАМУРТИ: Наберитесь терпения, найдите его сами и расскажите мне.

С.: Что бы вы сделали? Поговорили бы с этим человеком?

КРИШНАМУРТИ: Прежде всего, в школу, особенно такую, как эта, мы

приходим ради познания. Познание - это не только то, что вы можете прочесть

в книге, но и совместное постижение того, что такое сотрудничество. Подобное

совместное познание приводит к пониманию того, что человек всегда искал и

продолжает искать безопасность: в боге, в семье, в обществе - во всем.

Безопасность - это успешная сдача экзамена, получение диплома: подобные вещи

действительно обещают вам безопасность. Здесь, в этой школе, мы должны

разобраться, существует ли вообще такое понятие, как безопасность. Здесь мы

обучаем сами себя, мы вместе занимаемся познанием того, что такое

сотрудничество и что представляет собой понимание любви. Мы ведь совершенно

невежественны в очень многих вопросах.

С.: Можно я задам вопрос. Когда кто-то, занимаясь йогой, делает это,

применяя насилие, а вы постоянно предупреждаете его не делать этого, в

большинстве случаев это никак не помогает человеку осознать свое собственное

насилие; в какой-то момент он может осознать это, но будет продолжать делать

то же самое. Точно так же другой человек может долгое время заниматься

определенными вещами, пока внезапно не осознает это.

КРИШНАМУРТИ: Верно.

С.: Можно ли дать образование человеку, который не прошел через некое

естественное созревание, подобное тому, которое мы наблюдаем у p`qremh? Как

будет реагировать человек, которому удалось немного вырасти, на человека,

так и не развившегося? Если, к примеру, человек не вырос до осознания

необходимости спокойного ума, как он может помочь другому? - это невозможно.

Учитывая все это, как мы можем что-то делать в этой школе?

КРИШНАМУРТИ: Ты говоришь о йоге и спрашиваешь, когда ты стоишь тем или

иным образом, принимаешь определенную позу, возникает ли прежде всего идея

или ты делаешь это в то время, пока учитель йоги дает тебе указания? Вы

понимаете разницу? Он говорит: 'Сядьте так', и демонстрирует, как нужно

сесть. Либо у вас возникает образ о том, как он сидит, и после этого вы

начинаете выполнять упражнение, либо вы делаете это в самом наблюдении, как

он сидит? Когда он показывает это вам, у вас возникает идея о том, что он

делает, после чего вы осуществляете эту идею? Или вы делаете это в момент

демонстрации? Как вы поступаете?

С.: Мы выполняем упражнения одновременно с демонстрацией?

КРИШНАМУРТИ: И что же это означает? Углубитесь в этот вопрос. Не правда

ли, это означает, что вы очень внимательно его слушаете и, слушая, вы

одновременно делаете. Существует и совершенно иной процесс: сначала вы

слушаете, затем возникает идея, после чего вы ее реализуете, но в данном

случае все происходит по-другому. Для этого необходимо развитие, необходим

рост.

Послушайте, я занимаюсь йогой многие годы. У меня было несколько

учителей, и я все делал так, как они говорили, то есть между выполнением

действия и слушанием не существовало противоречия. Если вы сначала создаете

идею, образ, то это займет у вас очень много времени, и вам потребуется

практика. Но если учитель говорит: 'Делай так' и вы выполняете, в этот

момент вы находитесь в действии, вы делаете. И у вас может плохо получаться,

но вы это делаете. Поймите, как это важно. В большинстве своем мы слушаем,

затем создаем идею, после чего ее осуществляем. В данном случае, если вы

слушаете и делаете, идея исчезает. Развитие идеи и ее реализация требуют

времени - именно это называется зрелостью, ростом.

С.: Предположим, что кто-то выполняет одно из упражнений йоги, и я

говорю: 'Делай это интенсивно, приложи усилие'. Мои слова помешают этому

человеку видеть...

КРИШНАМУРТИ: Я покажу вам кое-что. Дотроньтесь до пола ладонями.

Представьте себе, что вы никогда этого не делали, и, может быть, не сможете

это сделать.