похожа на свинарник. Как вы со мной поступите?
С.: Если я на самом деле согласился с вами, что комнату необходимо
содержать в чистоте, я больше никогда не оставил бы ее неубранной.
КРИШНАМУРТИ: Но вы ведь этого не делаете. Несмотря на то, что ваш
организм уже вырос, что физически он уже достаточно крепок, все вы
по-прежнему остаетесь детьми.
С.: Хорошо, но в чем же тогда причина?
КРИШНАМУРТИ: Наберитесь терпения, найдите его сами и расскажите мне.
С.: Что бы вы сделали? Поговорили бы с этим человеком?
КРИШНАМУРТИ: Прежде всего, в школу, особенно такую, как эта, мы
приходим ради познания. Познание - это не только то, что вы можете прочесть
в книге, но и совместное постижение того, что такое сотрудничество. Подобное
совместное познание приводит к пониманию того, что человек всегда искал и
продолжает искать безопасность: в боге, в семье, в обществе - во всем.
Безопасность - это успешная сдача экзамена, получение диплома: подобные вещи
действительно обещают вам безопасность. Здесь, в этой школе, мы должны
разобраться, существует ли вообще такое понятие, как безопасность. Здесь мы
обучаем сами себя, мы вместе занимаемся познанием того, что такое
сотрудничество и что представляет собой понимание любви. Мы ведь совершенно
невежественны в очень многих вопросах.
С.: Можно я задам вопрос. Когда кто-то, занимаясь йогой, делает это,
применяя насилие, а вы постоянно предупреждаете его не делать этого, в
большинстве случаев это никак не помогает человеку осознать свое собственное
насилие; в какой-то момент он может осознать это, но будет продолжать делать
то же самое. Точно так же другой человек может долгое время заниматься
определенными вещами, пока внезапно не осознает это.
КРИШНАМУРТИ: Верно.
С.: Можно ли дать образование человеку, который не прошел через некое
естественное созревание, подобное тому, которое мы наблюдаем у p`qremh? Как
будет реагировать человек, которому удалось немного вырасти, на человека,
так и не развившегося? Если, к примеру, человек не вырос до осознания
необходимости спокойного ума, как он может помочь другому? - это невозможно.
Учитывая все это, как мы можем что-то делать в этой школе?
КРИШНАМУРТИ: Ты говоришь о йоге и спрашиваешь, когда ты стоишь тем или
иным образом, принимаешь определенную позу, возникает ли прежде всего идея
или ты делаешь это в то время, пока учитель йоги дает тебе указания? Вы
понимаете разницу? Он говорит: 'Сядьте так', и демонстрирует, как нужно
сесть. Либо у вас возникает образ о том, как он сидит, и после этого вы
начинаете выполнять упражнение, либо вы делаете это в самом наблюдении, как
он сидит? Когда он показывает это вам, у вас возникает идея о том, что он
делает, после чего вы осуществляете эту идею? Или вы делаете это в момент
демонстрации? Как вы поступаете?
С.: Мы выполняем упражнения одновременно с демонстрацией?
КРИШНАМУРТИ: И что же это означает? Углубитесь в этот вопрос. Не правда
ли, это означает, что вы очень внимательно его слушаете и, слушая, вы
одновременно делаете. Существует и совершенно иной процесс: сначала вы
слушаете, затем возникает идея, после чего вы ее реализуете, но в данном
случае все происходит по-другому. Для этого необходимо развитие, необходим
рост.
Послушайте, я занимаюсь йогой многие годы. У меня было несколько
учителей, и я все делал так, как они говорили, то есть между выполнением
действия и слушанием не существовало противоречия. Если вы сначала создаете
идею, образ, то это займет у вас очень много времени, и вам потребуется
практика. Но если учитель говорит: 'Делай так' и вы выполняете, в этот
момент вы находитесь в действии, вы делаете. И у вас может плохо получаться,
но вы это делаете. Поймите, как это важно. В большинстве своем мы слушаем,
затем создаем идею, после чего ее осуществляем. В данном случае, если вы
слушаете и делаете, идея исчезает. Развитие идеи и ее реализация требуют
времени - именно это называется зрелостью, ростом.
С.: Предположим, что кто-то выполняет одно из упражнений йоги, и я
говорю: 'Делай это интенсивно, приложи усилие'. Мои слова помешают этому
человеку видеть...
КРИШНАМУРТИ: Я покажу вам кое-что. Дотроньтесь до пола ладонями.
Представьте себе, что вы никогда этого не делали, и, может быть, не сможете
это сделать.