как они, с гребнем в
волосах? (Смех) Что же в этом такого? Видите, у вас есть свои предрассудки,
именно к этому я и подвожу вас.
С.: На самом деле это не предубеждение. Я не имею ничего против
человека, который ходит с гребнем в волосах.
КРИШНАМУРТИ: Но поскольку мне приходится жить с вами, если от вас дурно
пахнет, если вы неаккуратны, то мне это не понравится.
С.: Правильно. Но я не совсем уверен в том, что значит слово
'аккуратный'.
КРИШНАМУРТИ: Итак, если вам кажется, что длинные волосы - это хорошо,
носите их. Но это означает, что вы должны следить за их чистотой. Или, может
быть, они служат вам символом вашего бунта против истэблишмента? И если я
ношу короткую стрижку, значит ли это, что я принимаю истэблишмент? Поймите,
как это опасно. Так почему же b{ носите длинные волосы? Вы не ответили на
мой вопрос. Может быть, потому, что все так делают? Если да, то это лишь
подражание, приспособление, что совершенно неразумно. Поймите, что вы
делаете. Это часть разума? Если бы вы сказали: 'Послушайте, я отращиваю
волосы, потому что это мне нравится, потому что это выглядит красиво, и они
чистые', - я бы немедленно с вами согласился. Но если вы ходите с длинными
волосами, потому что это символ, тогда я хочу знать, что этот символ
означает, ведь мне приходится жить с вами. Ваш символ может оказаться для
меня смертельно опасным! И я хочу это выяснить!
С.: Но разве в этом нет также и родства с вашим поколением?
КРИШНАМУРТИ: Но вы должны знать, почему вы это делаете. 'Родство с
вашим поколением...' - правильно ли вы подобрали выражение?
С.: Я имею в виду дружбу, связь родственными узами...
КРИШНАМУРТИ: Если вам кажется, что вы связаны узами только с теми, кто
носит длинные волосы, вы понимаете, что вы в этом случае делаете? Это
означает, что вы создаете разделение, основы которого были заложены
предыдущим поколением, и следовательно, вы идете по его стопам, принося в
мир ничуть не меньшее разрушение, чем оно. И тогда символ мира на вашей
майке ничего не значит. То есть я хочу сказать, что если мы собираемся жить
вместе разумно и свободно, мы все должны знать, что мы делаем и почему. Не
надо прикрывать все это множеством слов, ибо это не разум. Почему в этой
школе мы едим вегетарианскую пищу? Вы спрашиваете об этом? Вы упомянули
слово 'аккуратный'? Вам известно, что значит быть аккуратным? Неизвестно,
ведь правда?
С.: Если бы я знал, то не сидел бы сейчас здесь.
КРИШНАМУРТИ: Мы поговорим об этом. Важно ясно и последовательно думать,
ясно и аккуратно действовать. Не думать одно, а делать другое, но мыслить
очень ясно, объективно, здраво - это и есть порядок, не так ли? Я объясню
вам слово 'аккуратно' на другом примере. Когда мы одеваемся опрятно, это
аккуратность, не правда ли?
С.: Я не уверен.
КРИШНАМУРТИ: В чем вы не уверены? Представьте, что вы приходите в
столовую с грязными босыми ногами и я сижу рядом с вами. Мне не нравится ваш
вид, потому что вы принесли грязь, а я люблю чистоту. Но вы мне говорите,
что это предрассудок. Но разве это так? Любое животное стремится быть
чистым.
С.: Любое животное также ходит необувшись.
КРИШНАМУРТИ: Но оно чистое. Животные всегда следят за чистотой - вы же
видели, как кошка облизывает лапки. Приходите с чистыми ногами! - и пол
будет чистым.
Глава 4.
Значение образования для встречи с миром. Проблема секса. Любовь.
(8 сентября 1970)
КРИШНАМУРТИ: Каким человеком вы собираетесь стать, когда выйдете отсюда
и начнете жить в мире? Вам ведь придется столкнуться с огромным множеством
проблем, не правда ли? Проблем не только экономических, экологических, но
проблем, связанных с взаимоотношениями, с половой жизнью. Вам придется
искать ответ на вопрос, как жить разумно, с чувством огромной любви и не
позволить обществу задушить и развратить вас. Здесь, в этой школе, мы более
или менее защищены и находимся среди друзей; здесь возможно доверие, мы
знакомы с особенностями характера, предрассудками, наклонностями и
стремлениями друг друга. Но во внешнем мире мы никого не знаем и мы
сталкиваемся с действительно уродливым миром.
Нам необходимо выяснить, как мы собираемся встретить все это, каким
качеством будет обладать наш ум или разум при столкновении с миром. Поэтому
образование приобретает