хочется погулять. Если я делаю
только то, что хочу, и отправляюсь на прогулку, то что тогда делать с вашей
просьбой: 'Приди и помоги мне'? В связи с этой просьбой у меня возникает
чувство вины, это очевидно. 'Моя прогулка испорчена', - говорю я. 'О
господи, мне следовало пойти и помочь ему', - во мне происходит борьба. А
это ведет к потере энергии, не так ли?
С.: Вы говорите о конфликте.
КРИШНАМУРТИ: Конфликт - это напрасная трата энергии, не правда ли? Так
как же мне поступить, если я знаю, что, уступив вам и явившись на кухню, я
начну говорить: 'Боже, какой сегодня чудесный день! Ну почему я не на
улице?', - а отправившись на прогулку, буду говорить: 'Господи, я должен
сейчас быть на кухне'.
С.: Посмотреть, что еще необходимо сделать.
КРИШНАМУРТИ: Нет, не это. Как бы вы ответили на мой вопрос, чтобы я
смог что-то сделать без потерь энергии, то есть без конфликта? Вы ведь
поняли вопрос? Пожалуйста, Рахаэль, как мне следует поступить? Я не хочу,
чтобы во мне происходила борьба. В обоих случаях мне ее не избежать: если я
уйду гулять, когда вы попросите меня остаться и помочь, или если я останусь,
в действительности испытывая сильное желание погулять. Я хочу сделать что-то
без борьбы. Что мне делать при данных обстоятельства?
С.: Объяснить о своих чувствах человеку, который вас о чем-то просит.
КРИШНАМУРТИ: Зачем?
С.: Чтобы этот человек понял.
КРИШНАМУРТИ: Да, он попросил меня прийти и помочь ему, он хочет, чтобы
я ему помог, мало кто любит чистить картошку, поэтому он попросил меня
помочь. Могу ли я сказать ему: 'Послушай, мне очень хочется отправиться на
прогулку: сегодня такой чудесный день, пожалуйста, пойдем вместе'? Но
картошку необходимо почистить. Так как же я должен поступить?
С.: Действовать, ответственно и чутко.
КРИШНАМУРТИ: Вы говорите, действовать, не забывая об ответственности,
отзывчиво? В данном случае я хочу совершить прогулку, и это тоже моя
ответственность. Так что я должен делать?
С.: Откуда вы знаете, что прогулка доставит большее удовольствие, чем
работа на кухне?
КРИШНАМУРТИ: За окном - прекрасный день, чудесные облака, пение птиц,
что отбивает всякую охоту чистить картошку! Как мне следует поступить!
Пожалуйста, дайте поработать клеточкам вашего мозга.
С. (1): То, что вы делаете, не имеет значения, пока вы оставляете все
как есть. То есть, сказав, что не собираетесь помогать на кухне, вы
отправляетесь на прогулку.
С. (2): Сначала можно пойти на кухню, а после этого погулять. (Смех)
КРИШНАМУРТИ: Если я действительно уйду гулять, меня будет мучать
совесть или что-то там еще.
С.: Но если вы поймете всю ситуацию целиком, разве этот конфликт
возникнет?
КРИШНАМУРТИ: Что значит 'всю ситуацию целиком'? Это кухня, прекрасный
солнечный свет и прохлада, и мое желание погулять.
С.: Со мной такое случалось...
КРИШНАМУРТИ: Такое случалось со всеми нами.
С.: Суть в том, что чтобы человек ни делал, в нем все равно возникает
конфликт.
КРИШНАМУРТИ: Нет, я не допущу конфликта.
С.: Если я действительно нужен на кухне, то я отправлюсь туда и помогу.
КРИШНАМУРТИ: Вам говорят, что вы нужны, и вы пойдете. Но как же ваша
прогулка?
С.: Можно пойти позже? Прогулка от вас никуда не убежит...
КРИШНАМУРТИ: Подождите, появятся огромные тучи, на улице стемнеет. И я
скажу: 'Ну вот, идет дождь. Почему ты испортил мне прогулку?'
С.: ... Если бы пошел дождь, вы наверное, так или иначе промокли бы.
(Смех)
КРИШНАМУРТИ: Как поступить, отправиться на кухню? Или сказать: 'Иди к
черту, я ухожу гулять'?
С.: Нужно действовать.
КРИШНАМУРТИ: На чем будет основано ваше действие?
С.: Непосредственно на прямой энергии.
КРИШНАМУРТИ: Вы сказали, что будете действовать, - знаете ли вы
какое-либо действие, не сопряженное с конфликтом? Я спрашиваю, что вы будете
делать в этой ситуации, когда существуют две несовместимые вещи - работа на
кухне и прогулка? Вы правильно поняли мой вопрос?
С.: Что порождает конфликт?
КРИШНАМУРТИ: Конфликт заключается в том, что налицо две противоречивые
потребности: моя потребность отправиться на прогулку и ваша потребность в
моей помощи. Я разрываюсь на две части, не зная, по какому пути пойти. Так
что же я должен сделать, чтобы остался только один путь, который бы не вел