конфликту? Вы понимаете красоту этого вопроса?
С.: Когда вы видите необходимость помочь на кухне...
КРИШНАМУРТИ: Вы говорите, что, осознав необходимость одной потребности,
вы отбрасываете вашу. Способны ли вы полностью отказаться от своего очень
сильного желания пойти на прогулку и уступить просьбе другого человека? Вы
сделаете это?
С.: Если я увижу необходимость этого.
КРИШНАМУРТИ: Можете ли вы отказаться от прогулки и любезно, с
легкостью, без малейшего конфликта пойти навстречу его просьбе?
С.: Да, если я вижу опасность конфликта.
КРИШНАМУРТИ: Видите ли вы эту опасность, понимаете ли, что конфликт -
это отрава, это напрасная потеря энергии, что он никуда не ведет? И способны
ли вы отказаться от своего желания погулять и столь же легко, счастливо
пойти на кухню, полностью забыв о своей прогулке? Ибо, если вы не забудете о
ней, она постоянной ноющей мыслью будет напоминать о себе, не правда ли?
С.: Несомненно, обстоятельства постоянно что-то требуют, эти требования
могут быть выражены явно или нет.
КРИШНАМУРТИ: Суть в этом. И именно это я стараюсь показать вам. Я хочу
поваляться в постели, но мне необходимо не опоздать к завтраку. Вы идете на
кухню с недовольством, не правда ли? Поэтому я спрашиваю: способны ли вы
делать что-либо, не соответствующее вашему желанию, в то же время, оставаясь
в таком состоянии, в котором не существует конфликта? Это жизнь, и подобные
ситуации возникают постоянно. Кто-то хочет, чтобы я делал что-то одно, а я
хочу делать совсем другое. Тогда на меня начинают ворчать, и я
сопротивляюсь.
С.: С другой стороны, если все время уступать...
КРИШНАМУРТИ: Если я постоянно уступаю, я становлюсь настоящей тряпкой.
Так способен ли я понять, как нужно действовать при наличии противоречащих
друг другу потребностей? Необходимо действие, при котором не возникает
трения, недовольства, сопротивления и вражды. Можете ли вы сделать это?
С.: Все зависит от того, насколько велико желание.
КРИШНАМУРТИ: Каким бы сильным оно ни было, ум все равно находится в
напряжении.
С.: Я сравниваю две потребности.
КРИШНАМУРТИ: Нет, здесь не сравнение.
С.: Я имею в виду, что, когда я хочу сделать одно, а кто-то просит меня
сделать что-то другое, мне приходится сравнивать.
КРИШНАМУРТИ: Нет, это не сравнение. Вы приходите и просите меня помочь,
а я хочу отправиться на прогулку, я не сравниваю две возможности.
С.: Я говорю о сравнении, потому что...
КРИШНАМУРТИ: Нет, сравнение происходит, когда я задаю вопрос: 'Что в
данном случае важнее: моя прогулка или работа на кухне?' Допустим, я говорю:
'Работа на кухне важнее'. Что тогда происходит? Я оцениваю и основываю свое
действие на том, что важнее. Но я не хочу, чтобы мое действие основывалось
на этом.
С.: А что если загорается дом?
КРИШНАМУРТИ: Когда дом горит, о прогулке речь уже не идет.
С.: Разве то же самое не происходит в более мелком масштабе, когда вы
определяете, что в данный момент необходимо?
КРИШНАМУРТИ: Нет, я не хочу основывать свое действие на неодинаковом
отношении, на том, что важно.
С.: Почему?
КРИШНАМУРТИ: Я объясню вам почему. Кто тот судья, который решает, что
важно, а что неважно? Я сам, не так ли?
С.: Решают обстоятельства...
КРИШНАМУРТИ: Вы можете считать это важным, а я нет, и следовательно,
между нами возникают разногласия. Поэтому я не хочу основывать свое действие
на том, что важно.
С.: Разве не существует объективного фактора?
КРИШНАМУРТИ: Важная действительность, факт, а не нечто основанное на
важности. Факт заключается в том, что он просит меня пойти на кухню, а я
хочу погулять.
С.: Вам, так или иначе, приходится оценивать...
КРИШНАМУРТИ: Исследуйте медленно, осторожно. Это весьма интересно.
Итак, если я основываю свое действие на разделении того, что важно, и того,
что неважно, мое неодинаковое отношение может оказаться результатом моих
предрассудков, моей обусловленности. Поэтому я говорю, что это разделение
абсолютно незначительно, потому что оно основано на моей обусловленности,
предрассудках, на моем мнении и склонностях. Я не буду основывать свое
действие на разделении. Я не буду основывать его на оценке.
С.: Вы говорите об оценке, связанной с моими мыслями. Но разве не
существует оценки, которая не окрашена тем, что я думаю?
КРИШНАМУРТИ: