чтобы набралась аудитория. (Смех)
КРИШНАМУРТИ: Почему вы все сейчас сидите здесь?
С.: Вы - рассказчик, а мы слушатели, мы составляем аудиторию.
КРИШНАМУРТИ: Значит, вы встречаетесь, потому что вы слушатели? Я
спрашиваю, почему вы собираетесь здесь?
С. (1): Чтобы вместе обсуждать определенные вещи.
С. (2): Потому что в течение дня мы не обращаем внимания на голоса
вокруг.
КРИШНАМУРТИ: Вы говорите: мы хотим побыть в состоянии покоя по утрам,
собраться с силами, сконцентрировать внимание, послушать людей - побыть
вместе, что-то понять, ощутить коллективность совместного действия, - из-за
этого вы приходите?
С. (1): По привычке.
КРИШНАМУРТИ: Вы приходите по привычке?
С. (2): Лично я - нет.
КРИШНАМУРТИ: В чем смысл ваших утренних собраний? Разве не важно по
утрам собираться вместе, спокойно сидеть, слушать пение птиц или слушать,
как кто-то читает стихотворение - вы читаете стихи? И кстати, вы пишете
стихи? Да? Я очень рад, это отлично. Хорошие стихи? (Смех) Разве не стоит по
утрам собираться вместе, чтобы побыть в покое, посидеть, послушать чье-то
чтение, сосредоточиться?
С.: Так, чтобы все действовали как один.
КРИШНАМУРТИ: Нет, не как один. Я сказал: собраться с силами, чтобы
побыть в покое.
С.: Разве это не означало бы, что перед тем как собраться с силами, вы
были несобраны?
КРИШНАМУРТИ: Но перед этим вы действительно несобраны.
С.: Но почему?
КРИШНАМУРТИ: Потому что вы всегда находитесь в этом состоянии. Вы что,
постоянно собраны? Что происходит, когда вы просыпаетесь утром? Вы
торопитесь, принимаете ванну, приводите себя в порядок и так далее. 'Ради
бога, у меня осталось еще десять минут', - и так вы носитесь целый день.
С.: Нет.
КРИШНАМУРТИ: Нет? Но вы все разные. (Смех) Мы азиаты, мы встаем рано,
но делаем это более медленно. Но некоторые из вас вскакивают, тут же
начинают бегать, и это продолжается целый день, не правда ли? Нет?
Это действительно так. Вы целый день бегаете с урока на урок, на обед,
играете, вы все время двигаетесь. И у вас нет времени на то, чтобы осознать
себя, побыть в покое, понаблюдать за собой, посмотреть на деревья, на птиц,
послушать их пение - у вас нет на это даже секунды. Разве вам не нужен
покой? Покой не означает, что вы поднимаете бумажку с пола и смотрите на нее
- я говорю об абсолютном покое. Разве вы не находите, что это необходимо?
Является ли в этом случае покой привычкой?
С.: Нет.
КРИШНАМУРТИ: Нет, вы не осознаете своего постоянного возбуждения, с
которым вы проживаете день; следовательно, когда вы осознаете, что все время
движетесь, волнуетесь, разговариваете, читаете, побудьте по утрам все вместе
в состоянии покоя. Вы знаете, что происходит, если вы действительно
спокойны?
С.: Почему вместе? Я хочу сказать, что покой можно обрести и одному.
КРИШНАМУРТИ: Да, конечно. Я не говорю, что нельзя обрести покой в
одиночестве, но когда вы спокойны все вместе, это порождает общее действие.
Вы согласны? Разве вы этого не заметили? И тогда, если бы кто-нибудь
попросил вас пойти и поработать на кухне, вы бы пошли.
С.: Но за стенами Броквуда мы не можем каждое утро собираться вместе,
одной группой или сидеть в покое.
КРИШНАМУРТИ: Я сказал: быть вместе и быть в покое; тогда, если вы
читаете что-то, я слушаю, если вы говорите что-то, я слушаю, делая это из
состояния покоя, а не из возбуждения. Вы следите? Я слушаю из состояния
покоя. И тогда я действительно слушаю, я познаю искусство слушать из
состояния покоя. Ради этого я бы пришел на встречу.
Как-то раз я приезжал в один монастырь и остановился там на неделю.
Монастырем руководили мои друзья из Калифорнии. Согласно распорядку дня вы
должны были вставать в шесть часов, принимать ванну и все прочее. С шести
тридцати до семи тридцати все сидели в затемненной комнате, в ней было
действительно темно; человек, которому это было поручено, читал отрывок из
Брата Лаврентия, из книги 'Облако неизвестного' или какой-нибудь другой
философской или духовной книги - он читал на протяжении двух или трех минут.
Затем все сидели в течение целого часа. Это был небольшой амфитеатр, - вы
знаете, что такое амфитеатр: ряды спускающихся вниз ступеней, и каждый
человек сидел на одной из ступеней, поставив ноги на следующую. Так