следите ли вы за моими словами? Вы больше
не разглядываете мир за окном (потому что через некоторое время вы вновь к
этому вернетесь), вы закончили с этим действием, очень внимательно посмотрев
на все вокруг, перед тем как войти. После этого вы сидите абсолютно
спокойно, без единого движения; вы накапливаете покой без какого- либо
принуждения. Оставайтесь в состоянии покоя. И тогда, покинув эту комнату,
когда вы будете вести урок или наоборот, что-то изучать, вы почувствуете,
что этот покой не оставляет вас ни на мгновение.
С.: Разве такой покой не будет вынужденным?
КРИШНАМУРТИ: Вы не поняли. Вы приняли ванну, спускаетесь вниз и
смотрите - не просто небрежно бросаете взгляд, а именно смотрите на деревья,
на пролетающую мимо птицу, на движение зеленого листа на ветру. На все это
нужно смотреть. Важно не просто сказать: 'Я видел это', а уделить действию
все свое внимание. Вы понимаете, что я говорю?
Итак, перед тем как войти в эту комнату, посмотрите на все с
исключительной ясностью, вниманием, заботой. Когда же вы войдете и
кто-нибудь будет что-то читать вслух, вы останетесь в состоянии покоя.
Понимаете ли вы, что в этом случае происходит? Так как вы на все уже
посмотрели, то, когда вы сидите спокойно, это состояние становится
естественным и удобным, потому что ко всему, на что вы посмотрели, вы
отнеслись с максимальным вниманием. Когда вы сидите в спокойно, это внимание
не покидает вас, вы не отвлекаетесь, у вас не появляется желания посмотреть
на что-то еще. Вы сидите с вниманием, и это внимание есть покой. Вы не
способны по-настоящему смотреть, если вы невнимательны, а значит, не
спокойны. Не знаю, понимаете ли вы, как это важно?
Это состояние покоя необходимо, потому что действительно спокойный,
неискаженный ум способен понять нечто столь же неискаженное, нечто такое,
что выходит за пределы мысли. А именно там находится источник всего сущего и
берет свое начало.
Поймите, что вы способны на это, не только сидя в комнате, а постоянно:
когда вы едите, разговариваете, играете, - во всем этом всегда присутствует
чувство внимания, которое вы получили на заре утром. И когда вы делаете это,
оно все сильнее и сильнее пропитывает вас. Сделайте это!
С.: Сэр, разве внимание, которое мы уделяем чему-то, не играет более
важную роль, чем сидение на одном месте и пребывание в состоянии покоя?
КРИШНАМУРТИ: Как я уже говорил, существует внимание, с которым вы
наблюдали птиц, деревья, облака. После этого, войдя в комнату, вы собираете
это внимание, усиливаете его - это понятно? И потом это состояние не
покидает вас в течение всего дня, даже если вы не обращаете на него
внимания. Попробуйте заняться этим уже завтра srpnl, я собираюсь расспросить
вас. Устрою вам экзамен. (Смех) Потому что, когда вы покинете это место, вы
должны что-то унести с собой, что-то не связанное ни с индуизмом, ни с
христианством, - и тогда в вашей жизни появится святость. (Пауза)
Что вы на это скажете, София? Сейчас я ее разговорю.
С.: Временами мы обо всем этом забываем, и тогда мысль вновь целиком
формирует нас.
КРИШНАМУРТИ: Вы говорите следующее: я наблюдала птиц, деревья, зеленые
листья, покачивание ветки на ветру, я наблюдала, как искрится светом роса на
траве - я делала это с вниманием. И когда я вошла в комнату, я сохранила это
внимание. Имеется в виду не внимание к чему-то конкретному, вы понимаете.
Там я был внимателен к птице, к листве дерева. Здесь, в комнате, мое
внимание не относится к чему-то - я просто внимателен. Затем, когда я
нахожусь в состоянии внимания, возникает мысль, не правда ли? 'Я не заправил
постель', 'Я должен почистить ботинки', - вы можете подумать о чем угодно.
Так вот, когда мысль появляется, вы следуете за ней. Доведите ее до самого
конца, не говорите: 'Я не должен об этом думать'. Закончите ее. Когда вы
будете заканчивать с одной мыслью, появится новая. Так проследите каждую
мысль до конца, и тогда в ваших действиях не будет контроля, не будет
ограничения. Пусть даже у меня появится сотня мыслей. Каждый раз я
отслеживаю по одной мысли, благодаря чему в уме устанавливается порядок. Не
знаю, понимаете ли вы меня?
С.: Где тогда возникает безмолвие?
КРИШНАМУРТИ: В этом случае вам не приходится беспокоиться о тишине,
потому что, если