Джидду Кришнамурти

Начало Познания

появляется мысль, это уже означает, что вы не молчите. Не

следует заставлять себя быть спокойным, лучше следуйте неотступно вместе с

мыслью.

С.: Есть ли у этого процесса какой-то конец?

КРИШНАМУРТИ: Да, если вы заканчиваете каждую мысль; но если вы не

доведете какую-то из них до самого конца, она вернется. Вы понимаете?

Послушайте, вот я выхожу из дома, прохожу мимо лужайки и смотрю очень

внимательно на красоту, нежность листвы, наблюдаю за ее движением. Я смотрю

на все, что находится вокруг меня, после чего захожу в комнату и сажусь. Вы

что-то читаете, и я сижу, находясь в состоянии покоя. Я стараюсь сидеть

спокойно, но мое тело вздрагивает, так как у меня есть привычка совершать

какие-то движения, поэтому мне приходится следить за ним, я уделяю этому

внимание, но не пытаюсь ничего исправить. Невозможно ведь исправить

колыхание листвы на деревьях, вы согласны? Аналогичным образом я не хочу

корректировать движение своих рук, я внимательно наблюдаю за ним. Когда

внимательно наблюдаешь, руки успокаиваются, попробуйте. Итак, я нахожусь в

состоянии покоя одну секунду, две, десять, и вдруг внезапно у меня возникает

мысль: сегодня днем мне нужно сходить куда-то, я не сделал зарядку, я не

помыл ванну. Иногда мысль может оказаться гораздо более сложной: я завидую

этому человеку. И сейчас я чувствую эту зависть. В этом случае доберитесь до

самого конца и еще раз пристально на все посмотрите. Зависть подразумевает

сравнение, соперничество, подражание. Хочу ли я подражать? - следите?

Додумайте мысль до самого конца и покончите с ней, не цепляйтесь за нее. И

когда так же внезапно возникает другая мысль, вы говорите: 'Подожди, я к

этому еще вернусь'.

Если хотите вести эту игру очень тщательно, записывайте каждую свою

мысль на бумаге, и вскоре вы обнаружите, что ваше мышление обретает

организованность и покой, потому что вы заканчиваете каждую свою l{qk|, одну

за другой. И когда на следующий день вы придете в эту комнату, чтобы

спокойно посидеть, это действительно будет покой. У вас не возникает ни

одной мысли, потому что вы уже закончили их; это значит, что вы уже

почистили ботинки, помыли ванну и повесили полотенце на место, когда это

необходимо. Вы не говорите: 'Я не повесил полотенце на место', когда

приходит время побыть в состоянии покоя. Каждый раз вы доводите свое дело до

конца, поэтому, когда вы приходите в комнату и садитесь, вы удивительно

спокойны, вы привносите в свою жизнь необычайно сильное чувство порядка. Не

обладая этим порядком, вы не способны к безмолвию, но когда он в вас есть,

когда ваш ум на самом деле спокоен, тогда существует подлинная красота и

начинается таинство мира. Это и есть истинная религия.

Глава 8.

Чувство красоты

(7 октября 1971)

С.: Я бы хотел предложить тему для обсуждения. Видите ли, я понимаю,

что вопрос о пристрастии к чему-то одному и неприятии чего-то другого

спорен; у каждого человека есть свои собственные представления о красоте и

уродстве. Может ли существовать что-либо красивое или уродливое, если я

начисто лишен каких-либо образов?

КРИШНАМУРТИ: Когда нам что-то нравится, имеет ли это что-нибудь общее с

понятием - любовь?

С.: Нет.

КРИШНАМУРТИ: Не отвечайте сразу 'да' или 'нет', исследуйте этот вопрос.

Образ ли дает нам ощущение красоты? Не отвечайте, лучше внимательно все

изучите. Я вижу какое-то здание и говорю: 'Как красиво!' Подумайте, это мое

восклицание рождено образом? Или здесь возникает не образ, а восприятие

здания, в котором видны пропорциональность, глубина, высокое качество, а

также проявляется мастерство его создателей?

С.: У вас есть образ того, что красиво, или того, что вам нравится: вы

сравниваете его с чем-то еще. Начинает действовать ваша обусловленность.

КРИШНАМУРТИ: Это верно. Но присмотритесь внимательней, на самом деле

проблема гораздо сложнее. Вы видите вот то дерево - можете ли вы сказать,

что оно красивое? Если да, то почему вы это говорите, кто вам об этом

сказал? Или, может быть, кроме образов от восприятия всего у вас рождается

чувство красоты, никак не связанное с деревьями, домами, людьми? Вы

понимаете? - чувство красоты, которое не зависит от того, на что конкретно

вы смотрите.

С.: Если вы действительно смотрите, это не обязательно будет относиться

только к деревьям.