появляется мысль, это уже означает, что вы не молчите. Не
следует заставлять себя быть спокойным, лучше следуйте неотступно вместе с
мыслью.
С.: Есть ли у этого процесса какой-то конец?
КРИШНАМУРТИ: Да, если вы заканчиваете каждую мысль; но если вы не
доведете какую-то из них до самого конца, она вернется. Вы понимаете?
Послушайте, вот я выхожу из дома, прохожу мимо лужайки и смотрю очень
внимательно на красоту, нежность листвы, наблюдаю за ее движением. Я смотрю
на все, что находится вокруг меня, после чего захожу в комнату и сажусь. Вы
что-то читаете, и я сижу, находясь в состоянии покоя. Я стараюсь сидеть
спокойно, но мое тело вздрагивает, так как у меня есть привычка совершать
какие-то движения, поэтому мне приходится следить за ним, я уделяю этому
внимание, но не пытаюсь ничего исправить. Невозможно ведь исправить
колыхание листвы на деревьях, вы согласны? Аналогичным образом я не хочу
корректировать движение своих рук, я внимательно наблюдаю за ним. Когда
внимательно наблюдаешь, руки успокаиваются, попробуйте. Итак, я нахожусь в
состоянии покоя одну секунду, две, десять, и вдруг внезапно у меня возникает
мысль: сегодня днем мне нужно сходить куда-то, я не сделал зарядку, я не
помыл ванну. Иногда мысль может оказаться гораздо более сложной: я завидую
этому человеку. И сейчас я чувствую эту зависть. В этом случае доберитесь до
самого конца и еще раз пристально на все посмотрите. Зависть подразумевает
сравнение, соперничество, подражание. Хочу ли я подражать? - следите?
Додумайте мысль до самого конца и покончите с ней, не цепляйтесь за нее. И
когда так же внезапно возникает другая мысль, вы говорите: 'Подожди, я к
этому еще вернусь'.
Если хотите вести эту игру очень тщательно, записывайте каждую свою
мысль на бумаге, и вскоре вы обнаружите, что ваше мышление обретает
организованность и покой, потому что вы заканчиваете каждую свою l{qk|, одну
за другой. И когда на следующий день вы придете в эту комнату, чтобы
спокойно посидеть, это действительно будет покой. У вас не возникает ни
одной мысли, потому что вы уже закончили их; это значит, что вы уже
почистили ботинки, помыли ванну и повесили полотенце на место, когда это
необходимо. Вы не говорите: 'Я не повесил полотенце на место', когда
приходит время побыть в состоянии покоя. Каждый раз вы доводите свое дело до
конца, поэтому, когда вы приходите в комнату и садитесь, вы удивительно
спокойны, вы привносите в свою жизнь необычайно сильное чувство порядка. Не
обладая этим порядком, вы не способны к безмолвию, но когда он в вас есть,
когда ваш ум на самом деле спокоен, тогда существует подлинная красота и
начинается таинство мира. Это и есть истинная религия.
Глава 8.
Чувство красоты
(7 октября 1971)
С.: Я бы хотел предложить тему для обсуждения. Видите ли, я понимаю,
что вопрос о пристрастии к чему-то одному и неприятии чего-то другого
спорен; у каждого человека есть свои собственные представления о красоте и
уродстве. Может ли существовать что-либо красивое или уродливое, если я
начисто лишен каких-либо образов?
КРИШНАМУРТИ: Когда нам что-то нравится, имеет ли это что-нибудь общее с
понятием - любовь?
С.: Нет.
КРИШНАМУРТИ: Не отвечайте сразу 'да' или 'нет', исследуйте этот вопрос.
Образ ли дает нам ощущение красоты? Не отвечайте, лучше внимательно все
изучите. Я вижу какое-то здание и говорю: 'Как красиво!' Подумайте, это мое
восклицание рождено образом? Или здесь возникает не образ, а восприятие
здания, в котором видны пропорциональность, глубина, высокое качество, а
также проявляется мастерство его создателей?
С.: У вас есть образ того, что красиво, или того, что вам нравится: вы
сравниваете его с чем-то еще. Начинает действовать ваша обусловленность.
КРИШНАМУРТИ: Это верно. Но присмотритесь внимательней, на самом деле
проблема гораздо сложнее. Вы видите вот то дерево - можете ли вы сказать,
что оно красивое? Если да, то почему вы это говорите, кто вам об этом
сказал? Или, может быть, кроме образов от восприятия всего у вас рождается
чувство красоты, никак не связанное с деревьями, домами, людьми? Вы
понимаете? - чувство красоты, которое не зависит от того, на что конкретно
вы смотрите.
С.: Если вы действительно смотрите, это не обязательно будет относиться
только к деревьям.