КРИШНАМУРТИ: Вы видите здание и говорите: 'Как красиво!' У вас родилась
эта фраза, потому что вы сравнили его с другим зданием? Или это одно из
знаменитых сооружений, созданных Кристофером Реном или древними греками, и
потому вы восклицаете: 'Изумительно!' Вам рассказали об этом, вы создали
себе образ человека, по проекту которого здание было построено; и вы
подчиняетесь правилам игры, потому что все обычно говорят: 'Как красиво!'
Или у вас все же есть чувство красоты, не зависящее от того, что было или не
было создано? Вы поняли мой вопрос?
С.: Чувство красоты не имеет ничего общего с тем, что вы видите.
КРИШНАМУРТИ: Именно. Чувство красоты не имеет ничего общего с тем, что
вы видите снаружи, но что такое 'чувство красоты'?
С.: Состояние гармонии.
КРИШНАМУРТИ: Вы слишком торопитесь с ответом. Не спешите, исследуйте
вопрос. Что такое 'чувство красоты'?
С.: Жизненная энергия.
КРИШНАМУРТИ: Все немного сложнее, исследуйте. Как мы только что
сказали, у вас есть образ... самого себя, или художника, или какого- то
известного человека, этот образ будет диктовать вам, что считать jp`qhb{l, в
зависимости от культуры, от популярности художника, от известности статуи
или картины и так далее. Поэтому имеющийся у вас образ мешает появлению
чувства красоты, которое не существует при наличии образа.
С.: Он именно мешает видеть.
КРИШНАМУРТИ: Конечно. Значит, нам не нужны вообще никакие образы. Вы
следите? Образ представляет собой наше 'я'. Когда 'я' исчезает, появляется
чувство красоты. У вас есть ощущение 'я'? Если да, то когда вы говорите:
'Это красиво', вы всегда лишь реагируете на собственный образ того, что есть
красота, который основан на прочитанных вами книгах, на вашей культуре, на
картинах, на музеях, на всем том, что имелось в вашем распоряжении. Вы
никогда не скажете: 'Как ужасно!', рассматривая картины Леонардо да Винчи;
вы никогда не воскликните: 'Что за шум!', слушая музыку Моцарта. Это
действительно нечто необычайное: не иметь собственного образа, значит
обладать чувством удивительной красоты.
С.: Бывает так, что, когда вы слышите какую-то музыку впервые, она не
производит на вас впечатления. Но послушав ее несколько раз, вы внезапно или
постепенно приходите к тому, что она вам нравится.
КРИШНАМУРТИ: Хорошо, что в этом случае происходит? Предположим, вам не
нравится индийская музыка, но вы прослушиваете ее три или четыре раза; после
этого вы понимаете, что в ней что-то есть, и не потому, что вам кто-то об
этом сказал, а потому, что вы слушаете. Это значит, что вы уделяете слушанию
свое внимание.
С.: Но вы и в первый раз уделяли внимание.
КРИШНАМУРТИ: В первый раз она показалась шумом.
С.: У вас уже есть представление о том, что такое западная музыка.
КРИШНАМУРТИ: Вы привыкли к западной музыке и вдруг неожиданно
столкнулись с китайской. В первый раз вы не могли слушать ее действительно
внимательно, ведь имела место ваша реакция, вы следите? Вот поэтому любой
образ, внешний или внутренний, выводит на первый план 'я', эго, личность, не
давая абсолютно никакой возможности для появления качества и чувства
красоты. А это значит, что подлинная страсть ни от чего не зависит и не
является причиной чего бы то ни было.
С.: Что если мое чувство красоты говорит мне о том, что не существует
различия между красотой солнца или красотой дерева и...?
КРИШНАМУРТИ: Подождите. У меня нет ни одного образа, следовательно, я
обладаю чувством, ощущением красоты. И вот я вижу помойку, нищету, грязь. Я
вижу обрывок бумаги на дороге. Что происходит? Я поднимаю его. Когда я вижу
на дороге мусор, я что-то предпринимаю; будучи членом общества, я действую.
Я не говорю: 'У меня есть чувство красоты, я этого мусора не вижу'.
С.: Мне это понятно. Мое чувство красоты не разрушается тем, что
происходит вокруг. Мне незачем закрывать глаза, оно все равно не зависит от
того, что я вижу.
КРИШНАМУРТИ: Совершенно верно. Но ваше чувство красоты является в то же
время и моим. Нельзя сказать, что это мое чувство красоты или ваше, нельзя
также сказать, что оно наше общее. Это красота, чувство красоты. Изучать его
необычайно интересно. Гораздо лучше, чем все книги в мире! Впрочем, я не
должен это говорить, потому что вам необходимо сдать экзамены!
Глава 9.
Что в человеке жаждет самовыражения?