это ваше предубеждение?
С.: Да.
КРИШНАМУРТИ: Хорошо, тогда что вы понимаете под словом 'предубеждение'?
- только не повторяйте того, что говорил я.
С.: Предубеждение - это когда у человека есть представление о чем-то и
он не хочет его менять.
КРИШНАМУРТИ: Почему он не хочет его менять? Кто продолжает отстаивать
это представление?
С.: Мое 'я'.
КРИШНАМУРТИ: Что представляет собой это 'я'?
С. (1): Оно является частью меня, моей обусловленности. Я нахожусь в
зависимости от своего 'я', ибо без него что я из себя могу представлять?
С. (2): Разве вам не кажется, что понимание себя является частью вашего
образования?
С.: Вы говорили, что это никого не интересует, - но это действительно
волнует нас, и я думаю, что это очень важно...
КРИШНАМУРТИ: Прошу прощенья. Совершенно очевидно, что всех вас
чрезвычайно заботит то, как вы одеты.
С.: Но почему бы и нет?
КРИШНАМУРТИ: Я не говорю, что это вас не должно заботить. Вас это
волнует, вы придаете одежде определенное значение - вот и все. Так в чем же
заключается проблема?
С.: Как мне кажется, проблема заключается в том, что нам необходимо
научиться не реагировать даже на чьи-либо предубеждения. Возможно, с
предубеждением мы ничего поделать не сможем, но представьте, что вы говорите
мне: 'Мне не нравится, как вы одеваетесь', - в этом случае ваши слова могут
возникнуть под воздействием предубеждения, но в действительности это не
всегда так. Однако важно не то, что мне необходимо исследовать, а то, что я
делаю.
КРИШНАМУРТИ: Хорошо, что вы будете делать? Мы живем с вами в одном
доме.
С.: Если я на действительно глубоком уровне не пойму, почему мне не
следует так одеваться, если я просто изменюсь, то это будет лицемерием.
КРИШНАМУРТИ: Согласен.
С.: Но я не хочу быть лицемером. Поэтому мне, очевидно, ничего не
остается делать.
КРИШНАМУРТИ: Почему мы часто имеем такие непоколебимые мнения о таких
банальных вещах?
С. (1): Я думаю, что нас беспокоит не одежда, а наше лицемерие и
стремление принять чужие идеи или точки зрения за свои собственные.
С. (2): Почему у вас вообще формируется какое-либо мнение? Получается,
что я противостою вашему мнению.
КРИШНАМУРТИ: Продолжайте, Джимми, помогите нам найти выход из
положения! И вы все, пожалуйста, не молчите! Она говорит: 'Я не хочу быть
лицемером', то есть говорить одно, а делать другое.
С. (1): Но почему существует потребность быть лицемерным?
С. (2): Нам необходимо чутко следить за изменяющейся ситуацией, но ведь
в одежде не существует обязательного, установленного кем-то стиля.
С. (3): Однако ваша чувствительность отличается от чувствительности
кого-то еще.
С. (4): Не бывает чувствительности моей или вашей, она существует как
явление совершенно самостоятельное.
С.: Именно это мы и пытаемся выяснить: существует ли такая вещь, как
чувствительность, и как ее можно обрести?
КРИШНАМУРТИ: Вы действительно хотите в этом разобраться?
С.: Да, конечно.
КРИШНАМУРТИ: Итак, как быть чувствительным не только к какой-то
конкретной проблеме или своим собственным желаниям, но и ко всему, что
существует вокруг нас. Что мешает вам обрести чувствительность? Я имею в
виду чувствительность к собственным чувствам, а также к чувствам, идеям,
мнениям и предрассудкам других людей.
С.: В данной ситуации нет объективности, у каждого из нас свое
собственное представление о том, какую одежду следует носить; невозможно
оставаться одинаково чувствительным ко всем идеям...
КРИШНАМУРТИ: Итак, необходима чувствительность ко всему, как к
внешнему, так и к внутреннему. Почему же вы не чувствительны? Не потому ли,
что боитесь пострадать и, следовательно, начинаете сопротивляться, строить
вокруг себя стену, не уставая в то же время повторять: 'Я хочу быть
чувствительным'? Что вы скажете?
С.: Скорее всего все дело в нашем желании сохранить способность к
выполнению функций.
КРИШНАМУРТИ: Если вы предельно чувствительны, вы можете превосходно
выполнять какие угодно функции. Можно даже сказать, что чувствительность -
это единственный фактор успешного действия. Обладая чувствительностью, вы
все делаете быстро, вы приспосабливаете себя к ситуации, а не говорите: 'Вот
это правильно, и я буду этого придерживаться'.