прошлое, и
во-вторых, предотвращение появления новых образов. Ведь в противном случае
мне вновь причинят боль, а я не желаю этого, потому что хочу жить свободно,
не окружая себя стенами. Так что же я должен сделать?
С.: Я хочу понять, почему ваши слова либо тешат, либо больно задевают
меня.
КРИШНАМУРТИ: В первом случае всему виной удовольствие, во втором -
страх.
С.: В чем состоит основа всего этого?
КРИШНАМУРТИ: Вы находитесь в зависимости от моих слов - я не знаю
почему, но это именно так. Однако, дело не в том. Как воспрепятствовать
формированию этого образа? Вы хотите это узнать? Чем вы заплатите за это?
С.: Своей жизнью.
КРИШНАМУРТИ: Какова ценность этой жизни? - знаете ли вы, сэр, что это
значит? Это значит, что вы на самом деле очень серьезны в своем стремлении
отказаться от формирования образа о ком бы то ни было, что бы вам ни
говорили. Вы хотите этого добиться? Как бы вы стали это осуществлять? Я
скажу вам как. Пусть каждый из вас заплатит мне 10 долларов. (Смех.)
С.: Мы не поняли.
КРИШНАМУРТИ: Пожалуйста, следите внимательно. Я уже сказал, что это
очень серьезный вопрос, гораздо более важный, чем получение диплома. Вы
платите большие деньги за свое образование, полностью это игнорируя. Без
этого жизнь не имеет смысла, а вы даже пальцем не пошевельнете, чтобы
продвинуться в этом направлении. Другими словами, вы даже не затрачиваете
сколько-нибудь значительное количество энергии, чтобы что-то понять. Джимми
говорит: 'Я посвящу поиску всю свою жизнь', и это значит, что он готов
пройти весь путь до конца, чтобы что-то понять. Я сказал ему: 'Послушайте,
Джимми, вам причинили боль, что дает о себе знать самыми различными
способами. Боль возникает из-за того, что у вас есть образ о самом себе,
который не хочет этой боли'. Вы увидели истину этого. Вы готовы углубиться в
проблему, вы поняли заключенную в ней истину и говорите: 'Я понял, теперь я
знаю, что с этим делать. Когда бы боль ни возникала, я буду все осознавать,
буду с предельным внимание относиться к каждому мгновению в те минуты, когда
кто-нибудь скажет мне: 'Делай так, и не делай по-другому!' Так почему бы вам
не сохранить такое же абсолютное внимание, когда вас называют глупцом? Ведь
в этом случае вы не создаете никакого образа. Только когда вы srp`whb`ere
внимание, старая привычка заявляет о себе. Ум говорит: 'До тех пор, пока
существует какое бы то ни было сопротивление, взаимоотношения не имеют
смысла'. Я вижу это абсолютно отчетливо, не только на уровне слов - я могу
до этого дотронуться, я это чувствую. И я говорю, что сопротивление
существует из-за моего пожелания испытать боль. Но почему я испытываю боль?
Потому что у меня есть образ о себе, рядом с которым возникает еще один
образ, призывающий меня избавиться от первого. Таким образом, во мне
сталкиваются два образа - 'высший' и 'низший'. Оба они создаются мыслью. И я
вижу все это так же ясно и отчетливо, как я вижу опасность. Следовательно,
чистота восприятия есть одновременно его действие. И тогда, если я довожу
все в этом отношении до самого конца, прошлое никогда больше не
возвращается.
С тем же самым вниманием я увижу, что когда вы льстите мне или наносите
оскорбление, у меня не возникает образа, потому что в этот момент я
предельно внимателен. Будете ли вы этого добиваться? Что бы мне ни говорили,
я слушаю, у меня не рождаются фразы вроде 'Это предубеждение' или 'Это не
предубеждение'. Я слушаю, потому что мой ум хочет понять, действительно ли
он из каждого слова, из каждого своего контакта создает образ. Я необычайно
чуток, поэтому в самом себе я обнаруживаю невнимательную, сонную,
неповоротливую личность, которая создает образы, испытывает боль, и которая
далека от разумного человека. Поняли ли вы это хотя бы на уровне слов? Если
да, то воспользуйтесь этим. Тогда вы в любой ситуации сохраните
чувствительность, которая сама по себе обладает способностью направлять
действие в нужном направлении. И если кто-нибудь к вам с чем-то обращается,
вы всегда остаетесь предельно внимательным, но не к предубеждениям, а к
своей обусловленности. Следовательно, вы устанавливаете с этим человеком
взаимоотношения, которые являются полной противоположностью его отношения к
вам. Ибо если он находится в плену у предубеждений, то