вы от них свободны;
если он что-то не осознает, ваше сознание остается с вами. Поэтому вы
никогда не станете создавать образ этого человека. Вы видите разницу? Будете
ли вы это делать? Вряд ли вы себе представляете, сколько жизненной энергии
это вам дает.
С.: Мне кажется, что мы должны помогать друг другу в осуществлении
этого.
КРИШНАМУРТИ: Совершенно верно, это и будет сотрудничеством. Вы
помогаете мне, а я помогаю вам. Вы учитесь чему-то у меня, а я учусь у вас
не создавать образы.
Глава 10.
О чем вы думаете в течение всего дня? Наблюдение за мыслями.
Отождествление. Привычки мышления и поведения. Начало и конец мысли.
(19 июня 1971)
КРИШНАМУРТИ: Сегодня утром мы все выглядим ужасно мрачными, не правда
ли? О чем вы думаете на протяжении целого дня, и почему вы думаете об этом?
Осознаете ли вы свои мысли, или они сменяют одна другую в бесконечном
потоке, и никакого осознания не происходит? Если же вы все-таки отдаете себе
отчет в своих мыслях, то из какого источника они появляются?
С.: Из прошлого опыта.
КРИШНАМУРТИ: Вы что, цитируете меня? Не следует говорить ничего, что вы
сами не знаете, ничего, что вы не додумали, не проработали до конца, иначе
вы увязнете в словах и теориях, так что будьте внимательны. Прежде всего,
давайте ответим на вопрос, о чем вы целый день думаете? Это ваша личная
тайна, или вы можете поделиться ею с другими?
С. (2): Я думаю о самых разных вещах.
С. (2): А я - о людях, которые меня окружают в Броквуде.
КРИШНАМУРТИ: Из чего состоит ядро вашего процесса мышления? Вы знаете,
что существует периферийное мышление, которое не имеет особого значения, но
нас интересует, что за энергия, что за движение наполняют его центр. Что
представляет собой это 'я', которое так беспокоится о себе? В центре, в
самой сердцевине нашего мышления находится 'я'. Конечно, на периферийном
уровне я думаю о многих различных вещах: о людях здесь, о деревьях, о
летящей птице, но все это для меня на самом деле ничего не значит, если
только на периферии не происходит кризис, который воздействует на 'я',
вынуждая его реагировать. Итак, что представляет собой тот центр, из
которого возникают наши мысли - что представляет собой 'я'? И почему мы
постоянно заняты собой? Я не говорю, что это хорошо или плохо, не говорю,
что это ужасно, несерьезно или, наоборот, правильно, - но все мы видим, что
заняты главным образом собой. Почему?
С.: Потому что мы считаем это важным.
КРИШНАМУРТИ: Хорошо, почему мы придаем этому такое значение?
С.: Когда ты еще ребенок, это необходимо.
КРИШНАМУРТИ: Почему вы так много думаете о себе? Это непростой вопрос.
Думать о себе - не такое уж пустяковое дело, в этот процесс обязательно
вовлекается образ другого человека, а также ваши симпатии и антипатии; вы
думаете о себе, отождествляя себя с другим, верно? Я думаю о человеке,
которого только что покинул, или о том, кто мне лично нравится, или о том, с
кем я поссорился, или о том, кого я люблю. Таким образом, я отождествил себя
со всеми этими людьми, не правда ли?
С.: Что вы имеете в виду под словом 'отождествлять'?
КРИШНАМУРТИ: Я люблю вас и устанавливаю тождество между собой и вами.
Или я кого-то обидел, а вы встаете на место этого человека и сердитесь на
меня за то, что я его обидел. Посмотрите, что происходит: я сказал девушке
что-то обидное и неприятное; вы - ее друг, вы отождествляете себя с ней, и в
вас возникает гнев на меня. Таким образом, это часть эгоцентричной
деятельности, не так ли? Вы в этом уверены?
С.: Но разве нельзя сказать, что кто-то другой отождествляет себя с
вами?
КРИШНАМУРТИ: Так это или нет? Давайте посмотрим. Вы мне нравитесь,
нравитесь очень сильно - что это означает? Мне нравится ваша внешность и
умение быть хорошим собеседником. Что это значит?
С.: Это значит, что как собеседник я лучше других, и вам нравится
проводить со мной время.
КРИШНАМУРТИ: Продвиньтесь немного глубже. Что это значит?
С.: Вы приближаете этого человека к себе и исключаете из общения
других.
КРИШНАМУРТИ: Это еще не все, поэтому продолжайте.
С.: С этим человеком приятно находиться рядом.
КРИШНАМУРТИ: С этим человеком приятно быть рядом, а с другим неприятно.
Таким образом, мои отношения с вами основываются на удовольствии.