Джидду Кришнамурти

Начало Познания

Если вы

мне не нравитесь, я говорю: 'Я уйду!' Забота о себе доставляет мне

удовольствие или приносит боль и возбуждает гнев. Поэтому заботиться о себе

- это не значит ограничиваться только мыслями о себе и отождествлением себя

с тем или иным настроением, человеком или книгой. Как вы думаете, вы тоже

занимаетесь этим на протяжении целого дня? Я занимаюсь чем-то второстепенным

и в то же время сравниваю себя с вами; все это продолжается постоянно и

исходит из какого-то центра.

С.: Человек читает в газете о Индии и, не зная этих людей лично,

отождествляет себя с ними.

КРИШНАМУРТИ: Почему я отождествляю себя с людьми, которых убивают и

выгоняют из Восточного Пакистана? На днях я видел их по телевизору, это

ужасно. Как вы определяете, что отождествляете себя со всеми этими

беженцами, что в этот момент чувствуете?

С.: Сострадание.

КРИШНАМУРТИ: Продолжайте, давайте исследуем этот вопрос и ответим на

него.

С. (1): Возникает гнев, направленный на тех, кто в этом виноват.

С. (2): Я чувствую огорчение, разочарование, потому что ничего нельзя

сделать.

КРИШНАМУРТИ: У вас возникает гнев на людей, которые делают все это,

которые убивают юношей и преследуют старух и детей. Вы это имели в виду? Вы

ставите на их место и резко отвергаете все это. Попробуйте проанализировать,

какова структура этого отождествления?

С.: Она двойственная.

КРИШНАМУРТИ: Дальше...

С.: И вы не чувствуете себя в безопасности.

КРИШНАМУРТИ: Отождествляя себя с кем-то, вы чувствуете, что могли бы

что-то сделать?

С.: Даже если рассмотреть только одну сторону проблемы, можно

почувствовать, что у тебя есть определенная возможность что-то qdek`r|?

КРИШНАМУРТИ: Представьте, что я выступаю против католичества, что я

отождествляю себя с некоей группой антиклерикалов. Это отождествление дает

мне возможность почувствовать, что я могу что-то сделать. Но если изучить

все на более глубоком уровне, будет ясно, что делает это по-прежнему 'я',

что оно все так же занято собой. Итак, я отождествил себя с чем-то, что я

считаю более великим: с Индией, коммунизмом, католицизмом и так далее. Мы

говорим: моя семья, мой Бог, моя вера, мой дом, вы обидели меня - вы

следите? В чем причина существования этого отождествления?

С.: Я отделяю себя от остального мира, и когда я отождествляю себя с

чем-то большим, это 'что-то' становится моим союзником.

КРИШНАМУРТИ: Да, но почему вы это делаете? Я отождествляю себя с вами,

потому что вы мне нравитесь. Я не отождествляю себя с ним, потому что он мне

не нравится. И я отождествляю себя со своей семьей, со своей страной, со

своим Богом, со своей верой. Так почему же я вообще занимаюсь

отождествлением - я не говорю, хорошо это или плохо - меня интересует, что

стоит за всем этим?

С.: Внутреннее смятение.

КРИШНАМУРТИ: Вы думаете?

С.: Человек испытывает страх.

КРИШНАМУРТИ: Двигайтесь дальше.

С.: Отождествление служит причиной смятения.

КРИШНАМУРТИ: Вы так думаете? Я сомневаюсь, я задаю вам вопросы, и вы

должны отвечать мне тем же. Не принимайте слова на веру, исследуйте все

сами. Почему происходит весь этот процесс отождествления? Уверены ли вы в

том, что если я ни с кем и ни с чем себя не отождествляю, то во мне

появляется разочарование?

С. (1): Я не знаю.

С. (2): Во всяком случае, человек чувствует себя пустым, ему кажется,

что он смог чего-то добиться, осуществить.

КРИШНАМУРТИ: Хорошо, продолжайте. Мне грустно, я разочарован, и

чувствую себя неудачником, пустым, ни на что неспособным человеком. И я хочу

узнать, почему я отождествляю себя с группой людей, с сообществом, с

чувствами, представлениями, идеалами, героями и всем прочим, почему?

С.: По-моему, это происходит из-за того, что я хочу обеспечить себе

безопасность.

КРИШНАМУРТИ: Да, но что вы имеете в виду под словом 'безопасность'?

С.: Один я слаб.

КРИШНАМУРТИ: Не потому ли, что вы не можете оставаться в одиночестве?

С.: Да, человек боится одиночества.

КРИШНАМУРТИ: Значит, вы боитесь одиночества и поэтому занимаетесь

отождествлением?

С.: Это не всегда так.

КРИШНАМУРТИ: Но в этом-то как раз и заключается основа, корень

проблемы. Почему я хочу отождествлять себя? Потому что в этом случае я

чувствую себя в