безопасности. Мой мозг хранит воспоминания о людях и
каких-то местах, с которыми я могу себя отождествлять. Я вижу, что
отождествление помогает мне пребывать в гораздо большей безопасности.
С.: Не знаю, захотите ли вы говорить именно об этом конкретном аспекте
проблемы, но если я понимаю, что война во Вьетнаме -- несправедливость и если
существует группа людей, которая устраивает в Вашингтоне демонстрации
протеста против этого убийства, я иду и к ней присоединяюсь.
КРИШНАМУРТИ: Теперь подождите немного. Существует антивоенная группа, и
я к ней присоединяюсь. Я отождествляю себя с людьми, которые что-то делают,
пытаясь изменить ситуацию, и за счет этого я тоже что-то делаю; в одиночку я
же ничего не могу сделать. Благодаря тому, что я принадлежу к группе,
которая организует демонстрации, печатает статьи и говорит: 'Это ужасно', я
принимаю активное участие в прекращении войны. Это отождествление. Мы не
занимаемся поиском его результатов, не определяем, хорошо это или плохо. Нас
интересует, почему человеческий ум стремится себя с чем-то отождествить.
С.: Как отличить, когда имеет место действие, а когда - отождествление?
КРИШНАМУРТИ: Я подхожу к этому. Прежде всего, я хочу добиться полной
ясности для себя и через обсуждение понять, почему я должен заниматься
отождествлением. И когда это необходимо, я буду отождествлять себя с другими
людьми. Другими словами, сначала я должен понять, что такое
'сотрудничество'. И тогда, если мое объединение и сотрудничество с людьми
происходит на действительно глубоком уровне, я буду знать, когда этого не
делать. Я не стану искать обходных путей. Не знаю, понимаете ли вы это? Если
мне известно, что собой представляет сотрудничество, если мне известно,
какая это удивительная вещь - вместе работать, вместе жить, вместе что-то
делать - и когда я понимаю все это, я буду знать, когда в сотрудничестве нет
необходимости.
Теперь я хочу узнать, почему я отождествляю себя с кем-то. Дело не в
том, что мне не следует этого делать, если существует необходимость
отождествления в действии, а в том, что, прежде чем выяснить, как
действовать и с кем я могу сотрудничать, я хочу понять, почему внутри меня
существует это побуждение к отождествлению. Может быть, потому, что мне
нужна безопасность? Вы удалены от вашей родной страны, от семьи, и потому
отождествляете себя с этим домом, с группой людей, которые здесь живут,
чтобы быть в безопасности, под надежной защитой. Отождествление происходит
из-за того, что здесь вы чувствуете себя в безопасности. Так может быть, вы
занимаетесь отождествлением потому, что незащищены? Это так? Отсутствие
безопасности подразумевает страх, неопределенность, неуверенность в мыслях,
смятение. Поэтому вам необходима защита - хорошо, когда она есть. Не по этой
ли причине вы отождествляете себя с кем-то или чем- то?
Давайте выясним, каким будет в данном случае следующий этап. Во мне
существует неуверенность, неопределенность, смятение, страх и ощущение
собственной слабости, поэтому я отождествляю себя с какой- то верой. Что при
этом происходит?
С.: Я обнаруживаю, что по-прежнему не нахожусь в безопасности.
КРИШНАМУРТИ: Нет. Я отождествил себя с определенными идеологиями. Wrn
происходит?
С.: Я стараюсь, чтобы они обеспечивали мне безопасность.
КРИШНАМУРТИ: Я уже приводил самые разные обоснования этого
отождествления: оно целесообразно, реально и так далее. Что происходит,
когда я отождествил себя с чем-то?
С.: Возникает конфликт.
КРИШНАМУРТИ: Следите за моими словами. Я отождествил себя с какой-то
идеологией, группой людей или отдельной личностью, это стало частью меня. Я
должен защищать это, не правда ли? Следовательно, когда моему отождествлению
что-то угрожает, я не знаю, что делать, я снова утрачиваю безопасность. Так
что же происходит? Я сержусь на любого, кто нападает на мое отождествление
или ставит его под сомнение. Что же здесь на самом деле имеет место?
С.: Конфликт.
КРИШНАМУРТИ: Начнем сначала: я отождествил себя с определенной
идеологией. Я должен защищать ее, потому что от этого зависит моя
безопасность, и я оказываю сопротивление всякому, кто ставит ее под угрозу,
то есть, придерживается противоположной идеологии. Таким образом, когда я
отождествляю себя с какой-то идеологией,