существует множество различных оправданий. С привычкой легче, она
позволяет избежать одиночества, страха перед неизвестным и подразумевает
наличие определенного порядка, ведь мы говорим: 'Я буду придерживаться
только этого и больше ничего'. Так почему же ум функционирует, не выходя за
рамки привычки?
С.: Такова его природа.
КРИШНАМУРТИ: Но утверждая это, вы прекращаете всяческое исследование.
Мы знаем, почему ум действует на основе привычки. Вы действительно это
осознаете? Человек с психопатическими наклонностями имеет привычки, которые
совершенно не похожи на привычки других людей. Невротик также обладает
своими определенными привычками. Мы можем осуждать их, в то же время, не
имея ничего против каких-то других привычек. Почему же ум так поступает? Я
хочу еще немного углубиться в этот вопрос, я хочу понять, почему ум это
делает и может ли ум жить без привычек.
С.: Ум придерживается привычек, потому что чувствует свою
индивидуальность.
КРИШНАМУРТИ: Мы говорим об этом: личность, эго, страх, стремление к
порядку, лень - все это элементы нашего 'я'. Может ли ум жить без привычек?
Мы не говорим о биологических привычках, о закономерностях функционирования
организма, который обладает своим собственным механизмом, своей собственной
структурой и своим собственным разумом. Но почему ум так быстро воспринимает
привычку? Может ли он жить без привычек? Это вопрос огромной важности. Когда
мы говорим, что есть Бог, Спаситель - это привычка. Когда мы говорим, что
Спасителя нет, а существует только Государство - это тоже привычка. Таким
образом, ум живет на основе привычек. Вы думаете, так он чувствует себя в
большей безопасности?
С.: Да.
КРИШНАМУРТИ: Давайте медленно сделаем еще шаг вперед. Что это означает?
Действуя в сфере известного, ум чувствует себя в безопасности. Известное -
это привычка, верно?
С.: Даже в этом случае мы все равно говорили, что не чувствуем себя в
безопасности.
КРИШНАМУРТИ: Потому что известное может измениться или исчезнуть или
обрасти какими-то добавлениями. Но ум всегда действует в сфере известного,
поскольку там он чувствует себя в безопасности. Поэтому известное - это
привычка, известное - это знание. Я говорю о знаниях в области науки и
техники, а также о знаниях, почерпнутых из моего личного опыта. Во всем
этом, несомненно, существует механическая привычка. И вот я задаю вопрос:
может ли ум уйти от известного, но не в неизвестное - я не знаю, что это
означает, - а в сторону свободы? Может ли он выйти за рамки известного?
Послушайте внимательно. Если мне известно все о двигателе внутреннего
сгорания, я могу продолжать экспериментировать в том же направлении, но
рамки моего исследования будут ограничены. Я должен найти что-то иное,
какой-то иной способ выработки энергии.
С.: Стал бы ум говорить это, если бы хотел сохранить безопасность,
которую дает ему известное?
КРИШНАМУРТИ: Сейчас я говорю не о безопасности.
С.: Вы хотите сказать, что необходимо приостановить это непрерывное
движение? К примеру, чтобы в области техники произошло нечто новое, должен
образоваться разрыв в некоей непрерывной цепи.
КРИШНАМУРТИ: Вы правы. Именно это и происходит. Иначе человек не смог
бы изобрести реактивный двигатель, ведь ему было необходимо посмотреть на
проблему совершенно иначе. Вы следите? Мой ум всегда действует в сфере
известного, определенного, то есть в сфере привычки. Во взаимоотношениях с
людьми, в мыслях (которые, кстати, являются реакцией памяти и неразрывно
связаны с областью известного) я через известное отождествляю себя с
неизвестным. Я спрашиваю: ум должен функционировать в известном, потому что
иначе человек не смог бы разговаривать; и все же может ли этот самый ум
действовать без каких-либо привычек?
С.: Не задает ли ум этот вопрос из-за того, что действие на основе
привычки не приносит ему успеха?
КРИШНАМУРТИ: Я не думаю об успехе.
С.: Но что тогда заставляет ум задавать этот вопрос?
КРИШНАМУРТИ: Мой ум говорит: 'Этого не достаточно. Я хочу чего-то
большего'. Он хочет постичь нечто такое, чего не может найти в сфере
известного, он способен лишь расширить эту сферу.
С.: Но ум должен осознать, что существуют ограничения.
КРИШНАМУРТИ: Я осознаю это и говорю себе: я могу действовать в сфере
известного,