я могу расширить ее или сократить в любом направлении: по
горизонтали, по вертикали, - но это всегда будут рамки известного. Мой ум
говорит: я все это прекрасно понимаю. Но, обладая любопытством, спрашивает:
могу ли я жить и действовать без опоры на привычку?
С.: Этот вопрос чем-то отличается от других?
КРИШНАМУРТИ: Сейчас я говорю о психологии, о внутреннем мире. Nwebhdmn,
что вся наша жизнь, вся умственная деятельность и психика представляют собой
непрерывную цепь привычек.
С.: Существует ли у вас нечто вроде движущей силы?
КРИШНАМУРТИ: Я создаю этот импульс для познания. Дело вовсе не в том,
что он хочет что-то найти.
С.: Я задам очень деликатный вопрос. Мне кажется, что в нем заключено
решение нашей проблемы. С вашего позволения он звучит так: почему ум
говорит, что видит необходимость в том, чтобы жить без психологических
привычек?
КРИШНАМУРТИ: Я не вижу такой необходимости и ничего не утверждаю. Я
только говорю, что уже видел, как ум действует в сфере известного, расширяя
ее по горизонтали или по вертикали, уменьшая или почти полностью сокращая
ее, но неизменно оставаясь в рамках этой области. И мой ум спрашивает,
существует ли жизнь, начисто лишенная каких бы то ни было привычек? Помните,
я не знаю, так ли это, и ничего не утверждаю.
Итак, мы возвращаемся к началу нашего разговора: знаете ли вы, о чем
думаете в течение целого дня? Вы говорите: да, я думаю о себе, - иногда это
хорошо заметно, иногда - нет, но мои мысли постоянно вертятся вокруг 'я'.
Возможна ли любовь, когда ум все время занят собой? Вы говорите: 'Нет'.
Почему?
С.: Потому что если человек постоянно думает о себе, он не может...
КРИШНАМУРТИ: Следовательно, нельзя говорить: 'Я люблю тебя', пока вы не
прекратите думать о себе. Если человек охвачен честолюбием, желанием
соревноваться, подражанием - а ведь все это появляется, когда он думает о
себе, - может ли при этом существовать любовь? Нам необходимо найти такой
образ жизни, в котором не было бы привычек. Но, несмотря на это, привычку
можно использовать, только использовать по-другому, в зависимости от
обстоятельства, ситуации и так далее. Можно использовать известное, и я бы
не назвал это привычкой. Является ли любовь привычкой? Ведь удовольствие -
это привычка, не так ли? Можно ли сказать, что любовь - это удовольствие?
С.: Что вы имеете в виду под словом 'любовь', сэр?
КРИШНАМУРТИ: Я не знаю. Я скажу вам, что не есть любовь и что
присутствует в вас, если нет любви. Послушайте: любви нет там, где
существует известное.
С.: Поэтому сначала человек должен понять, что такое привычка, а потом
выяснять, что такое отсутствие привычки.
КРИШНАМУРТИ: Мы ответили на этот вопрос, мы сказали: привычка есть
непрерывное действие в сфере известного. Завтрашний день тоже относится к
этой сфере. Завтра будет воскресенье и я поеду кататься - мне это известно,
я уже обо всем договорился. Могу ли я сказать: 'Завтра я буду любить'?
С. (1): Нет.
С. (2): А я могу.
КРИШНАМУРТИ: Что вы имеете в виду? 'Я буду любить тебя завтра'?
С.: Мы ведь даем такое обещание.
КРИШНАМУРТИ: Вы говорите о церемонии в церкви? Это означает, что k~anb|
существует в сфере известного, и следовательно, в рамках времени.
С.: Но, полюбив однажды, можно ли внезапно перестать любить?
КРИШНАМУРТИ: Когда-то я вас любил, но сегодня вы мне уже наскучили!
С.: Но если любишь кого-то сегодня, можно же любить его и завтра.
КРИШНАМУРТИ: Откуда вы знаете? Сегодня я вас люблю, но вы хотите быть
уверены, что я буду любить вас завтра, поэтому я говорю: 'Дорогая, я буду
любить тебя завтра'.
С.: Это нечто другое.
КРИШНАМУРТИ: Я спрашиваю: есть ли у любви 'завтра'? У привычки оно
есть, потому что привычка продолжительна и непрерывна. Обладает ли любовь
этими качествами? Является ли любовь отождествлением? - Я люблю мою жену,
моего сына, моего Бога? Таким образом, вы должны понять - не просто на
уровне слов, а на самом деле - процесс, структуру и природу известного
целиком, увидеть изнутри всю его протяженность и осознать, что вы всегда
действуете в границах этой сферы, что ваше мышление протекает именно здесь.
Вы способны постичь завтрашний день, потому что он представляет собой
проекцию известного. Чтобы прийти к подлинному пониманию этого,