Джидду Кришнамурти

Начало Познания

я могу расширить ее или сократить в любом направлении: по

горизонтали, по вертикали, - но это всегда будут рамки известного. Мой ум

говорит: я все это прекрасно понимаю. Но, обладая любопытством, спрашивает:

могу ли я жить и действовать без опоры на привычку?

С.: Этот вопрос чем-то отличается от других?

КРИШНАМУРТИ: Сейчас я говорю о психологии, о внутреннем мире. Nwebhdmn,

что вся наша жизнь, вся умственная деятельность и психика представляют собой

непрерывную цепь привычек.

С.: Существует ли у вас нечто вроде движущей силы?

КРИШНАМУРТИ: Я создаю этот импульс для познания. Дело вовсе не в том,

что он хочет что-то найти.

С.: Я задам очень деликатный вопрос. Мне кажется, что в нем заключено

решение нашей проблемы. С вашего позволения он звучит так: почему ум

говорит, что видит необходимость в том, чтобы жить без психологических

привычек?

КРИШНАМУРТИ: Я не вижу такой необходимости и ничего не утверждаю. Я

только говорю, что уже видел, как ум действует в сфере известного, расширяя

ее по горизонтали или по вертикали, уменьшая или почти полностью сокращая

ее, но неизменно оставаясь в рамках этой области. И мой ум спрашивает,

существует ли жизнь, начисто лишенная каких бы то ни было привычек? Помните,

я не знаю, так ли это, и ничего не утверждаю.

Итак, мы возвращаемся к началу нашего разговора: знаете ли вы, о чем

думаете в течение целого дня? Вы говорите: да, я думаю о себе, - иногда это

хорошо заметно, иногда - нет, но мои мысли постоянно вертятся вокруг 'я'.

Возможна ли любовь, когда ум все время занят собой? Вы говорите: 'Нет'.

Почему?

С.: Потому что если человек постоянно думает о себе, он не может...

КРИШНАМУРТИ: Следовательно, нельзя говорить: 'Я люблю тебя', пока вы не

прекратите думать о себе. Если человек охвачен честолюбием, желанием

соревноваться, подражанием - а ведь все это появляется, когда он думает о

себе, - может ли при этом существовать любовь? Нам необходимо найти такой

образ жизни, в котором не было бы привычек. Но, несмотря на это, привычку

можно использовать, только использовать по-другому, в зависимости от

обстоятельства, ситуации и так далее. Можно использовать известное, и я бы

не назвал это привычкой. Является ли любовь привычкой? Ведь удовольствие -

это привычка, не так ли? Можно ли сказать, что любовь - это удовольствие?

С.: Что вы имеете в виду под словом 'любовь', сэр?

КРИШНАМУРТИ: Я не знаю. Я скажу вам, что не есть любовь и что

присутствует в вас, если нет любви. Послушайте: любви нет там, где

существует известное.

С.: Поэтому сначала человек должен понять, что такое привычка, а потом

выяснять, что такое отсутствие привычки.

КРИШНАМУРТИ: Мы ответили на этот вопрос, мы сказали: привычка есть

непрерывное действие в сфере известного. Завтрашний день тоже относится к

этой сфере. Завтра будет воскресенье и я поеду кататься - мне это известно,

я уже обо всем договорился. Могу ли я сказать: 'Завтра я буду любить'?

С. (1): Нет.

С. (2): А я могу.

КРИШНАМУРТИ: Что вы имеете в виду? 'Я буду любить тебя завтра'?

С.: Мы ведь даем такое обещание.

КРИШНАМУРТИ: Вы говорите о церемонии в церкви? Это означает, что k~anb|

существует в сфере известного, и следовательно, в рамках времени.

С.: Но, полюбив однажды, можно ли внезапно перестать любить?

КРИШНАМУРТИ: Когда-то я вас любил, но сегодня вы мне уже наскучили!

С.: Но если любишь кого-то сегодня, можно же любить его и завтра.

КРИШНАМУРТИ: Откуда вы знаете? Сегодня я вас люблю, но вы хотите быть

уверены, что я буду любить вас завтра, поэтому я говорю: 'Дорогая, я буду

любить тебя завтра'.

С.: Это нечто другое.

КРИШНАМУРТИ: Я спрашиваю: есть ли у любви 'завтра'? У привычки оно

есть, потому что привычка продолжительна и непрерывна. Обладает ли любовь

этими качествами? Является ли любовь отождествлением? - Я люблю мою жену,

моего сына, моего Бога? Таким образом, вы должны понять - не просто на

уровне слов, а на самом деле - процесс, структуру и природу известного

целиком, увидеть изнутри всю его протяженность и осознать, что вы всегда

действуете в границах этой сферы, что ваше мышление протекает именно здесь.

Вы способны постичь завтрашний день, потому что он представляет собой

проекцию известного. Чтобы прийти к подлинному пониманию этого,