Теперь я хочу понять, является ли способом жизни наша тенденция все
основывать на мысли, на том, что мне нравится или не нравится, что я хочу
делать и что не хочу. Вероятно, вы никогда об этом не задумывались.
Подумайте об этом сейчас.
С.: Ведь наше мышление - это то, что мы хотим или чего не хотим. Все
это происходит от 'я'.
Глава 12.
Познание страха. Быть внимательным к собственной обусловленности.
Зависть и одиночество. Состояние творчества. Быть чувствительным.
Осознание красоты.
(10 октября 1971)
С.: Всегда ли я эгоцентричен, сэр? Оказалось, что на этот вопрос мне
трудно ответить самостоятельно.
КРИШНАМУРТИ: Вот мы, живем в очень красивой местности, образуем
небольшую общину, где огромное значение имеют взаимоотношения. Можем ли мы
жить здесь с тем качеством ума и чувств, которое не является полностью
эгоцентричным? В этом случае, когда мы покинем это место - а нам придется
это сделать - может быть, мы сможем жить в мире на ином уровне, с иным
чувством и любовью, действуя по-другому. Я думаю, что, чтобы жить подобным
образом, не просто время от времени, но с более глубоким чувством значения,
смысла и с ощущением святости, человек должен быть свободным от страха или
понимать, что такое страх. Многие из нас чего-то боятся, не так ли? Вы
знаете, перед чем вы испытываете страх?
С.: Только не сейчас.
КРИШНАМУРТИ: Согласен, потому что здесь вы сидите в безопасности. Но
чего человек обычно боится? Вы знаете, чего вы боитесь?
С.: Неизвестного.
КРИШНАМУРТИ: Неизвестного? Что вы имеете в виду? Завтра? То, что
произойдет с вами, то, каким станет мир, когда вырастете и вам придется
столкнуться с его шумом, скандалами и нелепостью? Вы этого боитесь?
С.: Ну, по крайней мере, именно это я подразумевал под 'неизвестным'.
КРИШНАМУРТИ: Как вы освободитесь от этого страха, чтобы обрести
возможность встретить мир без тьмы, без попыток убежать от него, без
невротической реакции? Как вы соприкоснетесь? Если вы боитесь, вы не сможете
встретиться с миром, не так ли? Не молчите, обсуждайте это со мной! Если у
вас есть какое-либо верование относительного того, как вам следует вести
себя в мире, который так хаотичен, перед которым мы испытываем страх; если
вы уже установили для себя некую модель поведения по отношению к этому,
разве эта идея, это умозаключение не усложнит намного все дело?
София, Лоренс, вы знаете, перед чем испытываете страх? Вы боитесь
родителей? Боитесь отличаться от других? - я имею в виду длинные волосы,
сигареты, алкоголь, стремление повеселиться? Боитесь показаться странным,
причудливым, не похожим на других? Боитесь остаться в одиночестве? Боитесь
того, что могут сказать люди? Боитесь того, что не добьетесь успеха в жизни,
то есть не обзаведетесь деньгами, собственностью, домом, мужем или женою и
всем прочим? Перед этим вы испытываете страх? Мне кажется, что, если я не
курю, это странно с точки зрения общества, я не могу к нему приспособиться;
следовательно, я должен заставить себя курить и делать так, как делают они;
я немного испуган, что не соответствую структуре. Этого вы боитесь: не
подчиняться, не подражать, не приспосабливаться к модели, быть честным?
Итак, чего вы боитесь? И вы собираетесь пронести с собой какой-либо из этих
страхов через всю жизнь?
Вы знаете, что делает страх? Он наполняет вас агрессией и насилием. Или
вы отступаете и становитесь немного невротичным, странным, wsd`jnb`r{l; вы
живете в своей собственной тьме, сопротивляясь установлению каких-либо
взаимоотношений с кем-то другим, сооружаете вокруг себя стену, и страх
непрерывно изводит вас. Поэтому, если вы не разрешите проблему этих страхов
сейчас, когда вы молоды, свежи и обладаете достаточным запасом жизненной
энергии, потом вы уже будете на это не способны, это будет гораздо более
сложной задачей.
Таким образом, почему бы нам не изучить, что представляют собой наши
страхи, и не посмотреть, можем ли мы избавиться от них сейчас, пока мы
защищены, пока мы здесь, где у нас есть чувство дома, где мы все время
собираемся вместе. Будем ли мы в это углубляться?
С.: Да.
КРИШНАМУРТИ: Как нам исследовать эту проблему страха? Вот, например, вы
боитесь неизвестного, то есть боитесь завтрашнего дня, боитесь стать лицом к
лицу с миром, который