делая то, что мне нравится. Я делаю то, что считаю действительно
правильным, истинным; для меня это образ жизни, который мне никто не
навязывал - и это мой способ зарабатывания на жизнь.
С.: Я хочу лишь сказать, что у вас есть возможность этим заниматься
ak`cnd`p, к примеру, тому, что существуют люди, которые управляют
самолетами.
КРИШНАМУРТИ: Конечно же, мне это известно: если бы их не было, я бы не
мог путешествовать. Но если бы не существовало самолетов, я жил бы в одном
месте - в деревне, где я родился - и все равно занимался бы там тем же
самым.
С.: Да, но в нашем высокотехнологическом обществе, где прибыль служит
важным мотивом, все организовано и именно так.
КРИШНАМУРТИ: Нет, ведь кто-то выполняет грязную работу, а я делаю
чистую работу.
С.: И люди предпочитают выполнять чистую работу?
КРИШНАМУРТИ: Да, можно сказать и так.
С.: Но кроме забот о хлебе насущном мы должны осознать, что для того
чтобы совмещать зарабатывание на жизнь и разумное существование, необходима
внутренняя революция.
КРИШНАМУРТИ: Я говорю о том же самом, только мой вопрос звучит по-
другому: как я могу жить разумно в этом безумном мире? Это вовсе не значит,
что я не собираюсь зарабатывать на жизнь, жениться, принимать на себя
какую-то ответственность. Чтобы жить в этом безумном мире разумно, я должен
отвергнуть его и во мне должна произойти революция, привносящая разум в мои
действия. Вот смысл моих слов.
С.: Так как я был воспитан в этом сумасшедшем мире, я должен подвергать
все сомнению.
КРИШНАМУРТИ: Это и есть образование. Вас посылают сюда и вы приезжаете
в Броквуд испорченные безумным миром. Не обманывайте себя: он действительно
обусловливает вас, вы формируетесь под влиянием прошлых поколений, куда
относятся и ваши родители. Здесь же вам необходимо избавиться от
обусловленности, подвергнув себя коренному изменению. Происходит ли это
изменение? Или вы только говорите: 'День за днем, то здесь, то там мы хорошо
выполняем какую- то работу', и когда через два или четыре года вам предстоит
покинуть школу, вы унесете с собой лишь бессмысленную мешанину из сделанных
за это время дел?
С.: Мне кажется, что существует конфликт между тем, что мы хотим
делать, и необходимостью.
КРИШНАМУРТИ: Что вы хотите делать? Я хочу быть инженером, потому что
понимаю, что это принесет мне много денег или какие-то другие преимущества.
Могу ли я полагаться на это желание? Могу ли я доверять своим искаженным
инстинктам? Своим мыслям? Чему я должен доверять? Таким образом, образование
должно быть направлено на создание разума, который будет реально действовать
в этом мире и который не имеет ничего общего с нашими инстинктами, желаниями
или какими-то мелкими потребностями.
Помогает ли вам образование, получаемое в Броквуде, быть разумными?
Или, другими словами, быть невероятно чувствительными, но не по отношению к
своим собственным желаниям и потребностям, а по отношению к миру и к тому,
что в нем происходит. Несомненно, образование - это не только передача вам
знаний, но и помощь в обретении способности объективно смотреть на мир и на
то, что в нем происходит - видеть войны, разрушение, насилие, жестокость.
Назначение образования состоит не только в том, чтобы сдать экзамены,
получить степень, стать компетентным специалистом, но и в rnl, чтобы понять,
как можно жить иначе. Оно должно помочь вам при встрече с миром, чтобы, даже
зная о том, что вам придется зарабатывать на жизнь, нести огромный груз
ответственности, столкнуться со страданиями и несчастьями, вы могли
воспринять его совершенно по-другому, с позиции разума. И я хочу спросить:
так ли обстоит дело здесь, в Броквуде? Действительно ли педагог обучается
здесь не меньше, чем ученик?
С.: Меня тоже интересует ответ на этот вопрос. Действительно ли
образование в Броквуде именно такое?
КРИШНАМУРТИ: То есть, вы спрашиваете, помогает ли оно вам быть
достаточно разумными и способными к осознанию, чтобы вы могли достойно
встретить это безумие? Если нет, то кто в этом виноват?
С.: Какую основу нужно заложить, чтобы сделать такое образование
возможным?
КРИШНАМУРТИ: Послушайте, зачем вы получаете образование?
С.: Я этого действительно не знаю.
КРИШНАМУРТИ: Следовательно, вам необходимо выяснить, что значит