Джидду Кришнамурти

Начало Познания

делая то, что мне нравится. Я делаю то, что считаю действительно

правильным, истинным; для меня это образ жизни, который мне никто не

навязывал - и это мой способ зарабатывания на жизнь.

С.: Я хочу лишь сказать, что у вас есть возможность этим заниматься

ak`cnd`p, к примеру, тому, что существуют люди, которые управляют

самолетами.

КРИШНАМУРТИ: Конечно же, мне это известно: если бы их не было, я бы не

мог путешествовать. Но если бы не существовало самолетов, я жил бы в одном

месте - в деревне, где я родился - и все равно занимался бы там тем же

самым.

С.: Да, но в нашем высокотехнологическом обществе, где прибыль служит

важным мотивом, все организовано и именно так.

КРИШНАМУРТИ: Нет, ведь кто-то выполняет грязную работу, а я делаю

чистую работу.

С.: И люди предпочитают выполнять чистую работу?

КРИШНАМУРТИ: Да, можно сказать и так.

С.: Но кроме забот о хлебе насущном мы должны осознать, что для того

чтобы совмещать зарабатывание на жизнь и разумное существование, необходима

внутренняя революция.

КРИШНАМУРТИ: Я говорю о том же самом, только мой вопрос звучит по-

другому: как я могу жить разумно в этом безумном мире? Это вовсе не значит,

что я не собираюсь зарабатывать на жизнь, жениться, принимать на себя

какую-то ответственность. Чтобы жить в этом безумном мире разумно, я должен

отвергнуть его и во мне должна произойти революция, привносящая разум в мои

действия. Вот смысл моих слов.

С.: Так как я был воспитан в этом сумасшедшем мире, я должен подвергать

все сомнению.

КРИШНАМУРТИ: Это и есть образование. Вас посылают сюда и вы приезжаете

в Броквуд испорченные безумным миром. Не обманывайте себя: он действительно

обусловливает вас, вы формируетесь под влиянием прошлых поколений, куда

относятся и ваши родители. Здесь же вам необходимо избавиться от

обусловленности, подвергнув себя коренному изменению. Происходит ли это

изменение? Или вы только говорите: 'День за днем, то здесь, то там мы хорошо

выполняем какую- то работу', и когда через два или четыре года вам предстоит

покинуть школу, вы унесете с собой лишь бессмысленную мешанину из сделанных

за это время дел?

С.: Мне кажется, что существует конфликт между тем, что мы хотим

делать, и необходимостью.

КРИШНАМУРТИ: Что вы хотите делать? Я хочу быть инженером, потому что

понимаю, что это принесет мне много денег или какие-то другие преимущества.

Могу ли я полагаться на это желание? Могу ли я доверять своим искаженным

инстинктам? Своим мыслям? Чему я должен доверять? Таким образом, образование

должно быть направлено на создание разума, который будет реально действовать

в этом мире и который не имеет ничего общего с нашими инстинктами, желаниями

или какими-то мелкими потребностями.

Помогает ли вам образование, получаемое в Броквуде, быть разумными?

Или, другими словами, быть невероятно чувствительными, но не по отношению к

своим собственным желаниям и потребностям, а по отношению к миру и к тому,

что в нем происходит. Несомненно, образование - это не только передача вам

знаний, но и помощь в обретении способности объективно смотреть на мир и на

то, что в нем происходит - видеть войны, разрушение, насилие, жестокость.

Назначение образования состоит не только в том, чтобы сдать экзамены,

получить степень, стать компетентным специалистом, но и в rnl, чтобы понять,

как можно жить иначе. Оно должно помочь вам при встрече с миром, чтобы, даже

зная о том, что вам придется зарабатывать на жизнь, нести огромный груз

ответственности, столкнуться со страданиями и несчастьями, вы могли

воспринять его совершенно по-другому, с позиции разума. И я хочу спросить:

так ли обстоит дело здесь, в Броквуде? Действительно ли педагог обучается

здесь не меньше, чем ученик?

С.: Меня тоже интересует ответ на этот вопрос. Действительно ли

образование в Броквуде именно такое?

КРИШНАМУРТИ: То есть, вы спрашиваете, помогает ли оно вам быть

достаточно разумными и способными к осознанию, чтобы вы могли достойно

встретить это безумие? Если нет, то кто в этом виноват?

С.: Какую основу нужно заложить, чтобы сделать такое образование

возможным?

КРИШНАМУРТИ: Послушайте, зачем вы получаете образование?

С.: Я этого действительно не знаю.

КРИШНАМУРТИ: Следовательно, вам необходимо выяснить, что значит