слово
'образование', не правда ли? Что такое образование? Качественное обучение
академическим дисциплинам, передача информации, знаний по самым различным
предметам и так далее? Это должно иметь место, вы согласны? Миллионы людей
заканчивают университеты и колледжи.
С.: Учебные заведения дают человеку инструменты, помогающие ему жить.
КРИШНАМУРТИ: Но какие руки будут использовать эти инструменты? Ведь те
же самые руки создали наш мир с его войнами и прочими пороками.
С.: Другими словами, можно обладать всеми инструментами, но если не
произойдет внутренней, психологической революции, вы будете использовать эти
инструменты все тем же старым способом, поддерживая продолжающееся
загнивание. Именно об этом мне и интересно узнать.
КРИШНАМУРТИ: Если эта революция не происходит здесь, в этой школе, то
почему это так? А если революция все же имеет место, действительно ли она
воздействует на ум или это по-прежнему некая идея, не имеющая ничего общего
с реальностью, с такой, например, как необходимость трехразового питания.
Это подлинная реальность, а не идея, кто-то ведь должен готовить.
Итак, я задаю вам вопрос: получаете ли вы здесь то образование, о
котором мы говорим? И если да, то давайте постараемся выяснить, как вдохнуть
в него жизненную энергию, придать ему жизни. Если же это не так, то давайте
выясним почему.
С.: Мне кажется, что этого нельзя сказать о всей школе в целом.
КРИШНАМУРТИ: Почему? Может быть, это происходит с некоторыми отдельными
людьми то здесь, то там, но почему этого не происходит с каждым из нас?
С.: Мне представляется, что все это очень напоминает зерно, которое
стремится прорасти, но верхний слой почвы слишком тверд.
КРИШНАМУРТИ: Вы когда-нибудь видели, как трава прорастает сквозь
цемент?
С. (1): Видите ли, в нашем случае мы имеем дело с очень слабым gepmnl.
(Смех.)
С. (2): Однако вопрос состоит в том, осознаем ли мы свою заурядность и
хотим ли как-нибудь вырваться за ее пределы.
КРИШНАМУРТИ: Я хочу спросить вас, действительно ли вы посредственны? В
моих устах слово 'посредственный' не несет унизительного оттенка, я
использую его в том основном значении, которое описано в словаре. Вы
неизбежно будете принадлежать к среднему классу, если просто цепляетесь за
свою собственную мелкую деятельность, вместо того чтобы видеть целое, видеть
весь мир целиком и свое личное, небольшое место в нем, не занимаясь поисками
обходных путей. Люди не видят Целое, они гоняются за своими мелкими
желаниями, удовольствиями, за своим суетливым тщеславием и жестокостью, но
если они увидели мир целиком и нашли свое место в нем, их взаимоотношения с
целым полностью бы изменились.
Вы учитесь в Броквуде, живете здесь в небольшой общине, вы связаны
определенными отношениями со своими учителями и другими учениками. Видите ли
вы целостность того, что происходит в мире? Это самое главное. Важно просто
посмотреть на все это и увидеть мир объективно, без каких-либо эмоций и
предрассудков и предубеждений. Различные существующие на Земле правительства
никогда не решат эту проблему, ни один политик в этом не заинтересован. Все
они в той или иной степени стремятся поддерживать статус-кво, допуская лишь
незначительные изменения. Они не думают о внутреннем единстве человека, они
хотят единства Англии. Но даже если речь заходит об Англии, различные
политические партии никогда не скажут: 'Давайте объединимся и постараемся
понять, что есть благо для человека'.
С.: Но вы же не хотите сказать, что это невозможно?
КРИШНАМУРТИ: Они этого не делают.
С.: А мы?
КРИШНАМУРТИ: Прежде всего, мы наблюдаем, мы смотрим на мир. И когда вы
видите все целиком, каково ваше желание по отношению к целому? Если вы не
видите целого, если вы просто гонитесь за своими личными инстинктами,
склонностями и желаниями, все это составляет самую суть посредственности,
все это сейчас и происходит в мире.
Знаете, в старину по-настоящему серьезные люди говорили: 'Мы не хотим
иметь с миром ничего общего, мы станем монахами, проповедниками, мы
откажемся от собственности, от семьи, от положения в обществе. Мы - учителя,
мы будем путешествовать по стране, переходить из деревни в деревню; люди
будут кормить нас, а мы будем учить их нравственности, добру, отказу от
ненависти друг к другу'. Раньше подобная практика