была очень распространена,
но сегодня мы больше не можем себе этого позволить. Хотя в Индии это до сих
пор возможно. Вы можете пересечь страну с севера на юг и с запада на восток,
живя на милостыню. Наденьте на себя одежду определенного покроя, и люди
будут кормить и одевать вас, потому что в Индии это часть традиции. Но
поскольку этим пользуются много шарлатанов, даже эта традиция уже начинает
постепенно отмирать.
Итак, суть проблемы состоит в том, что нам необходимо зарабатывать на
жизнь и в то же время жить в этом мире разумно, здраво, не механически.
Образование должно помочь нам в этом. Я не устаю это повторять. И возникает
вопрос: как нам, то есть вам и мне, исследовать этот вопрос и прежде всего
понять, что мы представляем собой на самом деле и можно ли это полностью
изменить? Поэтому сделайте первый шаг и посмотрите на себя, не старайтесь от
этого убежать, не говорите: 'Как ужасно! Как уродливо!' Просто наблюдайте за
тем, захвачены ли вы теми устремлениями безумия, которые создали }rnr
уродливый мир. И если вы наблюдаете за своими собственными вывертами и
причудами, постарайтесь понять, что нужно для того, чтобы измениться.
Давайте говорить об этом, говорить о наших взаимоотношениях, о дружбе и
любви. Вы поговорите об этом и скажете: 'Я жаден, я чувствую себя ужасно
глупым. Можно ли все это полностью изменить?' Такая перемена является частью
нашего образования.
С.: Я становлюсь глупым, когда не чувствую себя в безопасности.
КРИШНАМУРТИ: Конечно. Но уверены ли вы в этом? Не теоретизируйте. Вы
действительно стремитесь обрести безопасность - в каком-то человеке, в
профессии, в определенном качестве или в некоей идее?
С.: Человеку необходима безопасность.
КРИШНАМУРТИ: Видите, как вы ее защищаете? Сначала разберитесь, ищете ли
вы безопасность; не говорите, что она кому-то необходима, после того как вы
сделаете первый шаг, мы увидим, необходима она или нет. Конечно же, вы ее
ищете! Понимаете ли вы, что означает слово 'зависимость' - зависимость от
денег, от людей, от представлений, от всего того, что мы получаем из
внешнего мира? Вы сами знаете, от какой только ерунды мы не зависим. Это
может быть какое-либо верование или некий образ, созданный нами о себе,
например, что 'я - великий человек' или кто-то там еще. Поэтому вам
необходимо понять, что это слово включает в себя множество значений, и
выяснить, пойманы ли вы сами в его ловушку. Если вы осознаете, что в своем
стремлении к безопасности от кого-то зависите, то вы начинаете сомневаться,
задавать вопросы, и именно здесь берет начало познание. Вы начинаете
постигать, что такое зависимость и привязанность. Вы узнаете, что страх и
удовольствие являются неотъемлемыми элементами безопасности. При отсутствии
безопасности вы чувствуете себя потерянными и одинокими; вы пытаетесь
убежать от одиночества, находя утешение в алкоголе, женщинах или в чем-то
еще. Ваше поведение становится невротичным, потому что на самом деле вы
далеки от разрешения этой проблемы.
Итак, вам необходимо понять, постичь реальный, не теоретический смысл и
значение этого слова. Познание этого является частью вашего образования. Я
нахожусь в зависимости от определенных людей. Я нахожусь от них в
зависимости, потому что нужна безопасность, защищенность, деньги,
удовольствия и так далее. Поэтому, когда люди делают что-то мне неприятное,
во мне появляются испуг, раздражение, гнев, ревность, разочарование, и тогда
я отыгрываюсь на ком-то еще. Эта проблема существует постоянно. И вот я
говорю себе, что сначала необходимо понять смысл всего этого. Я должен
зарабатывать деньги, обеспечивать себя едой, одеждой и жильем - это
нормально. Но деньги дают начало всему упомянутому циклу. Поэтому я должен
познать всю проблему целиком до того, как свяжу себя по рукам и ногам, ибо
потом будет уже слишком поздно. Я связываю себя, к примеру, женитьбой, и
тогда все кончено, я попадаю в зависимость, после чего во мне начинается
борьба между желанием быть свободным и теми ограничениями, которые на меня
накладывают ответственность за семью, закладная на дом и все прочее.
Итак, перед вами проблема. Тангки говорит: 'Я должен быть в
безопасности', на что я отвечаю: прежде чем говорить 'я должен', выясните,
что это означает, узнайте об этом все.