свою
жизнь подлинно религиозным человеком', - для нас сейчас не важно, что он
имел в виду. Мне действительно интересно узнать, что произойдет с вами.
С.: Кажется, что чем больше я смотрю на мир, тем меньше нахожу дел,
которыми мне хотелось бы заняться.
КРИШНАМУРТИ: Тем меньше вообще хочется что-либо делать.
С.: В каком-то смысле, да. Во всяком случае, мне не хотелось бы
связывать себя с бизнесом, хотя от этого зависит многое.
КРИШНАМУРТИ: Я понимаю, но все же что вы будете делать? Нельзя opnqrn
сесть и сказать: 'Я ничего делать не буду'. Вам необходимо питаться,
покупать одежду и платить за какое-нибудь жилье.
С.: Выбор занятий очень невелик.
КРИШНАМУРТИ: Действительно ли это так? Вы хотите поехать автостопом в
Индию? Нет, не делайте этого? Действительно ли в жизни так мало дел,
которыми можно было бы заняться, не вовлекая себя в весь этот беспорядок?
С.: Я бы сказал, что мы можем заняться чем угодно, но кажется, все уже
заражено существующей суетой.
КРИШНАМУРТИ: То есть это означает, что каким бы делом вы ни занимались,
оно будет испорчено, так?
С.: Ну, им все равно необходимо заниматься.
КРИШНАМУРТИ: Вопрос в том, как вы будете это делать? Нужно платить
налоги и все прочее. Может быть, вы уйдете в монастырь - многие люди так и
поступают. Только понравится ли вам монастырская жизнь? Или этот вопрос не
совсем уместно задавать людям, которые еще слишком молоды? Но вы-то
достаточно взрослые, чтобы понять, что если вы не заложите основы уже
сейчас, если вы не начнете наблюдать (а не просто анализировать) за тем, что
представляют собой ваши реакции и почему они существуют, если вы не сделаете
этого, вам будет очень трудно при встрече с миром.
С.: Интересно, может ли человек выжить, если его поместить в такое
место, где все люди сражаются друг с другом?
КРИШНАМУРТИ: Хорошо, попробуйте представить себя в подобном положении.
Вы когда-нибудь задумывались о насилии? Что это такое, как оно возникает,
какова его структура? Существует физическое насилие и насилие повиновения -
ведь если вы подчиняетесь кому-то или чему-то, в вас может зародиться
насилие. Вы понимаете, что я имею в виду? Когда я подчиняюсь вам, подавляя
при этом собственные мысли, это подавление однажды обернется взрывом.
Поэтому мы говорим, что есть физическое насилие и есть насилие, вызванное
повиновением, насилие соперничества, подчинения. Когда я приспосабливаюсь к
какому- либо образцу, во мне появляется насилие, вы видите эту связь? Когда
я живу фрагментарной жизнью, то есть когда я думаю одно, говорю другое, а
делаю третье, это также порождает насилие. Я могу вести себя очень спокойно,
мягко, выполнять всю порученную работу, но неожиданно я вспыхиваю гневом:
это свидетельствует о том, что во мне существовало внутреннее подавление.
Поэтому бывает не только физическое насилие, поймите, это очень сложный
вопрос. И если вы не задумывались над этим, то, когда вы столкнетесь с
насилием, ваша реакция на него будет крайне неразумной.
С.: Можно ли жить в этом мире свободным, от какого бы то ни было
насилия?
КРИШНАМУРТИ: Выясните это сами, работайте. Разберитесь, как можно жить
без насилия.
С.: Только что вы говорили о подавлении. Может быть, здесь, во время
обсуждения, то, что мы подавляем, способно обрести свободу. И я не уверен,
будет ли это формой подавления.
КРИШНАМУРТИ: Давайте рассмотрим все по порядку. Вы знаете, что такое
физическое насилие, когда мы гневаемся, бьем друг друга или когда кто-то
оскорбляет нас словами. Это один вид насилия. Повиновение также является
насилием; не так ли? Или вы считаете, что это не так? Я подчиняюсь, когда
придерживаюсь левой стороны проезжей части dnpnch. Можно ли это назвать
насилием?
С.: Нет. Это проявление разума, если бы вы не повиновались, вы бы
попали в аварию.
КРИШНАМУРТИ: Верно. Что же из этого следует?
С.: Это факт.
КРИШНАМУРТИ: Значит, существуют факты и что-то еще. Продолжайте.
С.: ... и образы, которые мы создаем у себя в голове, но которые не
существуют в действительности.
КРИШНАМУРТИ: Я подчиняюсь закону, который предписывает придерживаться
правой стороны в Европе и левой в Англии. Является ли это насилием? Конечно
же, нет. Если вы слушаетесь человека, который, по вашему мнению, превосходит
вас по уровню