Джидду Кришнамурти

Начало Познания

знаний, это насилие? Я обучаю вас математике и, хотя вы можете

свободно со мной что-то обсуждать, в нашем совместном действии все равно

присутствует элемент подражания, подчинения и послушания, не так ли?

Является ли это насилием? Общество говорит вам, что вы должны отправиться

убивать мусульман или коммунистов - насилие ли это?

С.: Да.

КРИШНАМУРТИ: Почему? В этом есть не только элемент физического насилия,

частью этой ситуации является также так называемая любовь к стране,

национализм, четкое определение самого себя как англичанина, немца, русского

или мусульманина - и это есть форма насилия. Так как же вы сможете

различить? Когда послушание является насилием, а когда нет? Вы видите это

различие? Ведя машину по левой стороне дороги, я подчиняюсь и подражаю

другим. В Англии я ношу брюки, а приезжая в Индию, переодеваюсь в

национальную индийскую одежду - можно ли это назвать разновидностью

подчинения? И когда я стараюсь соответствовать своим традициям, верованиям,

стараюсь быть похож именно на индуса, разве это не является насилием? Где же

проходит граница между насилием и осознанием существования воплощающей

порядок свободы? Любое насилие есть беспорядок. Не поймите мои слова

неправильно, не думайте, что достаточно сказать: 'Я не буду подчиняться', а

потом пойти и сделать что-нибудь глупое.

Насилием и беспорядком охвачен весь мир, включая и сферу бизнеса,

несмотря на то, что существуют действительно хорошие, эффективно работающие

компании; они конкурируют друг с другом, создавая тем самым беспорядок.

Итак, я вижу беспорядок, и моя свобода от него есть порядок, верно? Нам

необходим разум, необходима способность проникновения в суть явлений, чтобы

понять, что любое движение по направлению к беспорядку является насилием.

Если в Англии я надеваю брюки, это приспособление? Для меня - нет. Однако

приспособлением было бы сказать: 'Я - индус, это моя традиция, мой обычай,

мое верование'. Поэтому я не буду приспосабливаться, ибо в данном случае

приспособление приводит к беспорядку. И я избавляюсь от индуизма в крови.

Это есть подлинная свобода. Что значит повиноваться? 'Ты должен это

сделать', 'Держитесь левой стороны', 'Идите в церковь' или 'Вы англичанин'.

Когда вы осознаете факторы беспорядка, вы освобождаетесь от него, потому что

в вашей жизни появляется порядок.

Это и есть подлинное образование: жить жизнью, в которой существует

удивительный порядок, в которой вы понимаете насилие, видите, когда

подчинение необходимо и когда оно совершенно не нужно, осознаете те моменты,

когда вы занимаетесь подражанием.

С.: Можно ли утверждать, что, когда человек занимается внутренним

подражанием, он сталкивается с конфликтом? Например, когда вы учите язык

из-за того, что чувствуете необходимость этого.

КРИШНАМУРТИ: Не существует ничего, что вам необходимо делать. Если вас

к чему-то вынуждают обстоятельства, это насилие. Когда вы принадлежите к

какой-то секте, группе, стране, это настоящее насилие, потому что имеет

место разделение людей. Я вижу, что это происходит - но принимаю ли я в этом

участие? Поиск ответа на этот вопрос я и называю работой, подлинной работой,

речь идет не только об уходе за садом, приготовлении пищи и учебе; это тоже

важно, но самое главное - видеть, понимать, живете ли вы в беспорядке. Вы

можете поддерживать исключительный внешний порядок, следить за чистотой

одежды, умываться и всегда вовремя приходить к обеду, но, тем не менее,

подлинный порядок должен быть внутри. Если это так, то вы и делать все

будете аккуратно. Если вы скажете: 'Я буду работать в саду', вы будете этим

заниматься, какая бы погода ни была (плохая или хорошая). Да, вы же не

работаете - я уже сделал все это за вас!

С.: Мы учимся этому в действии. Нельзя же уединиться в комнате и там

заниматься поиском.

КРИШНАМУРТИ: Господи, конечно же нет! Вы познаете в действии. Действие

и есть познание.

С.: Необходимо выяснить, сотрудничаем мы или приспосабливаемся. Если мы

действительно занимаемся сотрудничеством, то это не ведет ни к каким

противоречиям.

КРИШНАМУРТИ: Возможны два варианта. Либо вам придется сотрудничать,

потому что вас к этому принудят жестокие обстоятельства или что-то еще. Либо

вы на самом деле хотите сотрудничать, делать что-то вместе, и вам это

нравится.