суть этого. Если вы говорите, что это очень
сложно, вы заходите в тупик, из которого нет выхода.
С.: Последнее, третье направление представляет собой концепцию.
КРИШНАМУРТИ: Нет, это не концепция, не идея и не умозаключение. Передо
мной три потока: способность проникновения в суть, проницательность или
разум, правила поведения и учебные предметы; и я чувствую, что они текут не
вместе, они не соединяются в одну гармоничную реку. Поэтому я спрашиваю
себя: что мне делать, как мне совместить в своей деятельности учителя эти
три направления, чтобы они составляли единое целое? Слушая мои слова, вы
приходите к определенному выводу и говорите: 'Да, я воспринимаю это как
идею'. Я же утверждаю, что это не идея. И тогда возникает сложность, вы
говорите: 'Я не знаю, что делать'. Но если это нечто реальное, как мне
донести эту реальность до ученика - именно реальность, а не идею? Лично у
меня никогда не возникало проблемы или конфликта по этому поводу.
Так как же мне, как учителю, который живет здесь в довольно тесном
контакте с учениками - в том смысле, что я ежедневно вступаю с ними во
взаимоотношения, как мне показать им это? Я спрашиваю вас, как вы
продемонстрируете ребенку именно реальность этого, а не идею? Если это идея,
то, значит, вам необходимо заниматься ее развитием или бороться с ней, - все
это сущий вздор.
С.: Да, но если это имеет значение для меня, значит, это не лишено
смысла.
КРИШНАМУРТИ: Это имеет для вас значение?
С.: Для меня это очень, очень значимо.
КРИШНАМУРТИ: Каким образом? Что вы имеете в виду под словами 'значимо',
'значение'?
С.: Мне кажется, что эти три направления очень важны.
КРИШНАМУРТИ: Прошу прощения, я бы не сказал, что они важны.
С.: Но это так.
КРИШНАМУРТИ: Хорошо, как вы донесете это до ребенка?
С.: Я уверен, что красота проникновения в суть вещей откроется ему сама
- это чистейшая красота.
КРИШНАМУРТИ: Сэр, вы знаете, что означают ваши слова? Я не буду
слушать, я смотрю на эту птицу, а вы говорите: 'Необходимо увидеть красоту
этого'. Пусть в нем зародится семя. Как вы собираетесь посадить это семя? Вы
понимаете?
С.: Да, я понимаю. Но я также вижу, что если все, что мы можем, - }rn
посадить семя, и если взаимоотношения при этом не станут встречей двух
уравновешенных умов, то из этого ничего не выйдет.
КРИШНАМУРТИ: Вы правы. Но как же, по вашему мнению, это сможет
произойти? Вот, к примеру, мы найдем какого-нибудь мальчика, поможем ему,
дадим ему все, что он захочет, - создадим вокруг него прекрасную атмосферу,
будем хорошо кормить, направлять его действия, преподавать ему учебные
дисциплины и так далее; а потом вдруг что-то произойдет, и вся оставшаяся
жизнь мальчика пойдет под откос. Он начнет пить, пристрастится к женщинам
или наркотикам, будет обманывать, совершать самые ужасные поступки, которые
только возможны, - для него все будет кончено. Мне приходилось наблюдать
подобные случаи. Если вы посадите семя в землю, оно, конечно, может
погибнуть, но само по себе семя есть истина дерева, истина растения. Поэтому
я задаю вопрос: можно ли посадить его в нас, в детей, в вас и в меня?
С. (1): Я думаю, что можно; по определению это не поддается измерению.
С. (2): Весьма вероятно, что какой-то ребенок поступает сюда с сильно
нарушенным прежним опытом и очень ненадолго; что ж, мы можем предложить
только то, что у нас есть. Если мы достаточно уравновешенны, если мы
действительно серьезно настроены, если обеспечиваем истинные
взаимоотношения, то он унесет все это с собой, когда выйдет во внешний мир.
КРИШНАМУРТИ: Вы говорите: 'Если мы настроены серьезно, если мы
гармоничны...' Но так ли это на самом деле?
С.: Мне кажется, что именно это мы сейчас и исследуем.
КРИШНАМУРТИ: Можно ли утверждать, что я, все мы действительно серьезны
и уравновешенны по своей сути? Достаточно ли мы серьезны, чтобы сказать:
'Смотрите' - и выразить свою мысль, как на вербальном, так и на невербальном
уровне?
С.: Сэр, именно это я имел в виду под словом 'красота': передачу сути
на невербальном уровне.
КРИШНАМУРТИ: Чтобы обладать такой способностью, человеку необходима
абсолютная внутренняя чистота, прозрачность и подлинная серьезность - обо
всем этом мы только что говорили. Так есть ли это у меня,