медитация на прозрение
2. Подготовительная практика для прозрения
3. Системы медитации на прозрение
4. Правильная медитация на прозрение
5. Характеристики возникающего прозрения
6. Соединение прозрения с другими системами
ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА МЕДИТАЦИЯ НА ПРОЗРЕНИЕ
Искатели освобождения и всеобъемлющего осознания должны хорошо
выполнять медитацию на прозрение, в которой постигается
бессущностность дуализма, а не довольствоваться лишь
погружением в спокойствие. Одно спокойствие без медитации на
прозрение не может принести освобождение из колеса
существования, так как оно может дать лишь временное
умиротворение врожденных загрязнения и неспособно уничтожить
их. Средняя Bhavanakrama утверждает:
Йогины не могут полностью полностью уничтожить внутренние
загрязнения лишь достигая спокойствия. Оно временно
умиротворяет, но не может уничтожить загрязнения до
просветления мудростью (прозрением).
Arya-samdhinirmocana-sutra еще раз подтверждает:
Концентрированное погружение подавляет внутренние загрязнения,
в то время как мудрость разрушает их врожденную толщу.
По этим причинам желающие уничтожить все загрязнения и
достичь чистого осознания должны медитировать на мудрость после
совершенного установления спокойствия. Samadhiraja говорит:
Даже если мирской человек медитирует на погружении в
спокойствие,
Поскольку оно не разрушает сознание самости,
Ментальные загрязнения снова бурно придут в движение,
Как в медитации спокойствия Удраки.
Из каждого способа действий определяют бессамостность всех
вещей
И медитируют на различающую мудрость.
Через этот источник полноты будет достигнута нирвана;
Ничто иное не ведет к такому миру.
Люди мирского уровня медитируют на погружении в спокойствие,
например выполняют четыре вида концентрации, но спокойствие
само по себе не может разрушить цепляния за самость, которое
есть корень круговорота бытия. Сила самообмана заставляет
возникать этот корень и сопутствующие загрязнения, что в свою
очередь приводит к совершению грехов и следовательно к
странствию в нижних мирах. Аналогию к этому можно найти в
медитации таких аскетов как Удрака, который верил во внешнего
творца. С другой стороны, установление бессамостности
[психофизических агрегатов] через различающий интеллект с
последующей медитацией приведет к достижению постоянного мира.
Никакое иное средство не может полностью уничтожить страдание и
загрязнение.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ ПРОЗРЕНИЯ
Samdhinirmocana говорит, что 'совершенное видение, возникающее
от слушания и исследования есть условие реализации прозрения'.
Средняя Bhavanakrama называет три источника прозрения. Они
связываются со святыми личностями, длительным слушанием
[дхармы] и ее последующим совершенным исследованием. Святые
личности в данном случае означают тех, кто реализовали
спокойствие и прозрение. Без такой реализации они не могут
усвоить истинной цели жизни, как бы изощренно ни было изучение
ими концептуальной доктрины с ее толованиями. Длительное
слушание дхармы относится к тем безупречным писаниям, которые
раскрывают запредельную доктрину. Можно слушать явные учения с
концептуальной терминологией, но они не открывают точного
смысла. Даже по отношению к всестороннему исследованию следует
применять инструкции, переданные реализованными, поскольку
священная истина превосходит диалектические исследование и
проверку.
Можно удивляться различию между писаниями, содержащими
выдуманный или заданный смысл и писаниями содержащими точный
смысл. Первые главным образом провозглашают видимую реальность
через концептуальные термины и определения, в то время как
последние открывают видение запредельной реальности, которая
глубока и непоститжима. Lodro Mizepae Tanpa
(Aksayamatinirdesasutra) утверждает: