Если бы они совершенно утвердились в этом состоянии
Через силу великого благословления,
Они достигли бы священной реализации.
Тилопа также говорит:
Как подрезание корней дерева,
Богатого ветвями и листьями, вызывает смерть всего мириада
ветвей,
Так же обстоит дело и с корнями сансары.
Итак, говорится, что путем подрезания корня заблуждения ума
прекращается круговорот существования. Согласно Шантидеве,
неведение ума есть причина всех бедствий. С другой стороны,
понимание и достижение контроля ума описывается как лучшее из
всех самоограничений. Он говорит в Bodhicaryavatara:
Если он не понимает секрета ума,
Который представляет собой высшую, величественную дхарму,
Он будет странствовать напрасно,
Сколько бы он ни желал счастья и не отвращался от бедствия.
Итак, следует прочно удерживать ум, бдительно охранять его;
Кроме единственной фомы самоограничения - наблюднения за умом -
Какой пользы можно достичь от практики самоограничения?
Некоторые представители философских концепций утверждают,
что 'было сказано, что освобождение может быть достигнуто
медитированием на пустоту. Если освобождение достигается
медитированием на ум или предположением о исконной
просветленности ума, это означало бы, что все чувствующие
существа достигнут освобождения без какого-либо усилия.' Такая
аргументация указывает, что они разделяют пустоту как хорошее и
ум как дурное. Это разоблачает их негативное понимание
внутренней реальности и их личные недостатки, обусловленные
полной необразованностью. Я постепенно разъясню, почему
характеристики пустоты тождественны бесконечной природе ума и,
аналогично, почему медитация на них обоих идентична. Так как
медитирующие могут понять это из последнего объяснения, здесь
не дается дальнейших разъяснений.
Что касается демонстрации того, что внутренняя природа ума
исконно просветлена, Lankavatara-sutra разъясняет:
Внутренняя природа ума не подвержена разделению.
Именно в этом состоянии сознание ищет превращения.
Благодаря знанию всех вещей
Я утверждаю, что этот ум есть просветление.
Kalacakra-mulatantra утверждает:
Врожденный ум чувствующих существ есть светоносная ясность;
С самого начала он не подвержен
Абсолютным атрибутам возникновения, прекращения и постоянства.
С безначальных времен он был исконной сущностью высшего Будды,
Поскольку он не обусловлен причиной и следствием.
Dugyu (Tantrasamgraha) отмечает:
Все чувствующие существа суть будды, поскольку в преходящем
плане вселенной не существует никаких других великих будд.
Vajradakini-tantra говорит:
Чувствующее существо есть исконный будда
В силу понимания своего собственного ума.
Hevajra-tantra добавляет:
Нигде в преходящем плане вселенной
Нельзя найти будду,
Ибо ум есть совершенный будда,
И никакой другой будда не был обнаружен.
Jampal Zheylung (Dvikramatattvabhavana-nama muhagama)
обобщает:
Постигший внутреннюю природу ума,
Который есть высшее среди всех вещей,
Находится на уровне буддовости!
Этот глубокий метод осознания исконной буддовости
характеризуется как медитация на ум. Yukhor Khyongyi Zhupai Dho
(Rastrapalpariprccha-sutra) объясняет, как через него может
быть достигнуто совершенное освобождение:
Полагаясь и медитируя на ум,
Следует понять, что все пусто.
Vajranjara утверждает:
Побужденные бесценным умом [бохичитты]
Медитируют на внутреннюю природу ума
И тем самым достигают просветления.
Это явление священной истины есть буддовость!
Далее тот же текст говорит:
Медитация на нераздельность пустоты, сознания и сострадания
Представляет собой проясненный путь
Будды, дхармы и сангхи.
Следует знать о медитации, обозначаемой такими
концептуальными терминами как 'относительный ум просветления' и
'запредельный ум просветления'.
УСТАНОВЛЕНИЕ ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ УМА КАК ОСНОВЫ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
Четыре раздела: