его ни внутри, ни снаружи него, ни как
внутри, так и снаружи. Он не может найти ум и в своих
психофизических агрегатах, в основных реалиях, а также в
чувственных способностях. Тогда, поскольку он не может найти
ум, он внутренне исследует поток своего ума в предположении,
что мысль возникает от чувственного образа. Он размышляет,
существуют ли чувственный образ и ум отдельно друг от друга или
они тождественны. Если образ можно отделить от ума, существуют
два сорта ума. Если образ есть сам ум, то как может ум 'видеть'
ум, ведь ум не может 'видеть' сам себя.
Namnang Ngonjang (Vairocanabhisambodhi) далее разъясняет:
[Будда Ваджрадхара:] О Учитель Тайного Пути [Гайапати], если
искатель хочет понять свой собственный ум, он изучает его таким
образом. Ум исследуется с целью выяснения, имеет ли он форму,
цвет, вид, или он существует как объект чувств, или как форма,
ощущение, познавательная способность, ментальные категории, или
сознание, или он тождествен ощущению 'Я', 'мое', или
субъективным либо объективным явлениям. Далее определяется,
существует ли внутренняя реальность как чистая или загрязненная
сущность, или существует в элементарных областях либо
чувственных образованиях. Несмотря на это исчерпывающее
исследование ум не будет найден!
Тот же текст дает указание: [Будда Ваджрадхара:] О Учитель
Тайного Пути, искатель должен упорно добиваться просветления и
всезнания через свой собственный ум. Почему? Потому что его по
своей внутренней природе полностью чист. Ум не может быть
представлен как существующий внутри, снаружи или посередине по
отношению к телу. О Учитель Тайного Пути, ума никогда не видели
все полностью просветленные, в высшей степени достигшие, те,
кто победили внутренних врагов, и они никогда не увидят его.
Будучи бесформен, ум не имеет цвета - голубого, желтого,
красного, белого, каштанового, или оттенка кристалла. Ум не
имеет формы - короткой или длинной, круглой или квадратной; он
не светлый и не темный. Он не имеет половой принадлежности -
мужской, женской или бесполой.
О Учитель Тайного Пути, ум не имеет природы ни плана желаний,
ни плана возвышенной формы, ни плана бесформенности. Он не
имеет природы ни одного вида чувствующих существ - небесных
существ, нагов, куберов, гандхарвов, полубогов [асуров], гаруд,
киннаров, больших змеев, людей и нелюдей. О Учитель Тайного
Пути, ум не располагается ни в глазах, ни в теле, ни в
сознании. Почему? Ум имеет характеристики пространства, потому
что он по природе отделен от всех мыслей и разделений.
Сутры и тантры наполнены многими такими словами мудрости. В
общем, утверждается, что исследование ума должно быть настолько
исчерпывающим, чтобы охватить все внутренние и внешние явления
с особым вниманием на цвет, форму, месторасположение, основу,
тождественность и образ действий ума. Только после
всестороннего исследования можно понять, что природа ума
бесформенна, непроявляема, не имеет основания снаружи либо
внутри и отделена от различающих мыслей. Итак, внутренняя
природа ума тождественна пространству! Bodhicittavivarana
разъясняет:
Ум - ни что иное как концептуальное обозначение.
Ничего не существует кроме этого обозначения.
Ощути его как обозначение - чистое и простое.
Даже само обозначение лишено врожденной реальности.
Победносные будды не открыли ее
Ни внутри, ни снаружи, ни посередине.
Ум со своей иллюзорной природой
Лишен цвета, формы, объективной или субъективной сущности,
мужской, женской, или бесполой тождественности.
Ум по природе не имеет основы.
Короче говоря, просветленные никогда не видели ума
И никогда не увидят его.
Так как ум лишен своей сущности,
Как они могут увидеть его?
Chody (Siksasamuccaya) цитирует Teshin Shekpa Tamchkyi
Menngak Yangdakpar Drowa:
Ум - нечто, что [для обычного ума] трудно полностью охватить;
он всегда был объектом внимания будд или тесно связан с ними.