погружения.
Дже Дьяре описывает пять путей просветления так:
Хотя основания и пути и несущественны,
Я рассматриваю их следующим образом:
Символическое подношение вселенной
Представляет собой [мирской] путь духовных заслуг;
Приобретение опыта представляет собой
[Мирской] путь правильного погружения;
Реализация неразличающего осознания
Представляет собой [сверхмирской] путь прозрения;
Завершение этой реализации
Представляет собой путь истинной медитации;
Реализация йоги одного привкуса
Представляет собой восьмое основание [т.е. путь истинной
медитации];
Достижение йоги немедитации
Представляет собой одинадцатое основание запредельного пути.
Соответственно все практики накопления духовных заслуг и
очищения ментальных загрязнений, начиная с подготовительных
упражнений, представляют собой путь духовной заслуги.
Однонаправленная йога представляет собой путь правильного
погружения. Йога неразличения представляет собой путь
прозрения. Переживания одного привкуса, которые начинаются с
просветляющим прозрением союза [явления и пустотности],
представляют собой путь истинной медитации. Нижний и средний
уровни немедитации представляют собой девятое и десятое
основания, в то время как ее высший уровень представляет собой
запредельный путь, одниадцатое основание. Дже Гоцангпа
описывает их так:
Накопление духовных заслуг есть путь духовных заслуг и
основание для начинающих. Опыт однонаправленной йоги есть путь
правильного погружения и основание блаженства. Опыт
неразличения есть путь прозрения и первое основание. Опыт
одного привкуса составляет основания со второго по седьмое.
Нижний и средний уровни немедитации суть последние три
основания [т.е. с восьмого по десятое] и путь истинной
медитации. Высший уровень немедитации есть запредельный путь и
основание буддовости.
Некоторые тексты упоминают подразделение четырех йог на
двенадцать и далее на двадцать четыре согласно уровням
внутренних чувств и переживаний. Двадцать уровней внутренних
чувств и переживаний представляют собой четыре уровня пути
правильного погружения. Из двадцати уровней реализации три
уровня однонаправленной йоги представляют собой четвертое,
пятое и шестое основания. Три уровня йоги неразличения
представляют собой четвертое, пятое и шестое основания. Три
уровня йоги одного привкуса представляют собой седьмое, восьмое
и девятое основания. Три уровня йоги немедитации представляют
собой десятое, одинадцатое и двенадцатое основания.
Согласно моей собственной идее, последовательное продвижение
на пути, описанном в этих трактатах колесницы логического
определения, основано на великих качествах, которые должны
приобрести медитирующие. Согласно традиции махамудры та же
самореализация может быть достигнута мгновенно через 'путь
изначальной одинаковости и всеобщности';, так как он основан на
природе самореализации. В запредельном обе системы могут быть
тождественны, хотя они и протворечат друг другу с обычной точки
зрения. Первая предполагает возможность космических эонов, в то
время как последняя не требует многих жизней, если имеются
необходимые условия. Итак, разница в эффективности этих двух
систем подобна разнице длинной и короткой дороги.
Я сделаю поверхностное сравнение между основаниями и путями
этих двух систем. Три уровня однонаправленной йоги, включая
подготовительные практики, представляют собой [мирской] путь
духовных заслуг. Три уровня йоги неразличения
представляет собой [мирской] путь правильного погружения и
основание блаженства. Три уровня йоги одного привкуса и нижний
и средний уровни немедитации представляет собой [сверхмирской]
путь прозрения и истинной медитации, а также основания с
первого по десятое. Высший уровень немедитации представляет
собой запредельный путь, основание буддовости.