только воспоминания о вещах, только изображения их.
Воображение творит в этом мире, как оно творит в вашем; оно настоящим
образом формирует из тончайшей субстанции; но в этой области, которую и
назвал 'высшей областью грез', я не думаю. Чтобы мы формировали из субс-
танции. Это мир световых и теневых картин, слишком тонких, слишком неуло-
вимых, чтобы можно было описать эту волшебную игру света и тени. Словами
этого не передашь. Разве вы можете описать аромат цветов? Разве вы расска-
жете, как ощущается поцелуй? И даже, если бы вы вздумали рассказать любую
испытанную эмоцию, например, страх - разве человек, никогда не испытывав-
ший страха, мог бы понять вас? Также и я не могу описать, как можно гре-
зить в этом духовном мире грез. Одно скажу: как бы вы ни наслаждались, ка-
кими бы восторгами ни упивалось ваше сердце, пока вы все еще в теле, - вы
будете иметь лишь тень от тени того, что я испытал за эти семь дней, отра-
жение отражения той реальной мечты, которую я пережил в этой волшебной
стране грез. Отражение отражения! Мне нравится это выражение. Оно делает
верную картину, хотя и не передает непосредственного впечатления. Попро-
буйте же грезить, и хотя вы еще на земле, возможно, что вы уловите отраже-
ние от отражения невыразимых словами радостей духовного мира грез.
П и с ь м о 46.
ТОЛЬКО ПЕСНЬ
Хотите вы услышать другую песнь или гимн - называйте как хотите - то-
го удивительного ангела, которого мы называем 'Прекрасное Существо'?
'Почему ты боишься спрашивать меня? Я великий разрешитель вопросов.
Хотя мои ответы лишь символы, но ведь и сами слова только символы.
Я давно не навещал тебя, ибо когда я с тобой, ты не можешь думать о
другом, а тебе нужно думать о тех, которые прошли тот самый путь, по кото-
рому идешь и ты.
Ты можешь снять образец своих путей с других, но ты не можешь снять
его с моих путей.
Я вношу свет в темноту, моего имени тебе ни к чему знать.
Имя есть ограничение, а я не хочу быть ограниченным.
В давно прошедшие времена Ангелов я отказался войти в образы моего
собственного творчества, я соглашался лишь играть с ними.
Вот намек для тебя, если ты хочешь намеков.
Тот, который удерживается своими собственными созданиями, становится
рабом. Это одно из различий между мной и человеком.
Какой земной отец захочет отделаться от своих детей? Какая земная
мать пожелает этого?
А я! Я могу заставить розу расцвести - и затем оставить ее, чтобы
могли радоваться ею другие.
Моя радость была в творчестве. Мне было бы скучно дожидаться, пока
опадут все лепестки с моей розы.
Художник, способный забыть свои прежние создания, в состоянии творить
все более и более великие вещи.
Радость - в совершении, а не в удержании того, что уже сделано.
Сделать и выпустить из рук, да, это магия богов.
Существуют человеческие расы, которым я открыл себя, они обоготворяют
меня.
Но тебе не нужно обоготворять меня, ибо я не требую обоготворения.
Не значило бы это ограничивать себя собственными созданиями, если бы
я ожидал чего-нибудь от душ, к которым прикоснулась моя красота?
Если бы ты знал магию этой свободы! Свободы творить и оставлять сот-
воренное!
Ты думаешь о магии удержания?
Да, есть магия и в удержании, пока удерживаемая вещь не до ведена до
совершенства.
Но когда она закончена, будет ли это поэма, или любовь, или дитя, ос-
тавь ее.
И тогда ты будешь снова свободен и можешь начать новое творчество В
этом тайна вечной юности.
Никогда не гляди назад с сожалением; оглядывайся только для того,
чтобы узнать, что позади тебя.
Гляди всегда вперед; лишь когда человек перестает смотреть вперед,
становится он старым. Он водворяется на одном месте.
Я живу в каждом данном миге; это и значит жить в вечности.
Настоящее и будущее - товарищи моих игр; мы не можем играть, когда